От реформы контроля и надзора требуют результата. Оптимизация надзорных органов последние новости


Бизнес назвал самый непрофессиональный надзорный орган :: Экономика :: РБК

Власти впервые оценили уровень административной нагрузки. Опрос бизнесменов, проведенный по заказу аналитиков при правительстве, показал, что недовольство профессионализмом МВД в сфере надзора выше, чем в других ведомствах

Фото: Максим Поляков / «Коммерсантъ»

Власти впервые попытались оценить масштабы административной нагрузки на граждан и бизнес. Соответствующий индекс подготовил Аналитический центр при правительстве (есть у РБК) — он станет базой для последующих исследований, которые будут проводиться ежегодно.

«Сегодня интерпретация давления надзора на бизнес на разных площадках разная. Кто-то говорит: давайте смотреть на число плановых и внеплановых проверок, кто-то говорит про количество штрафов, кто-то — про длительность проверок», — объясняет РБК министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Разработка индекса, по его словам, — попытка оценить нагрузку «максимально объективно». Методика будет представлена на конференции «Реформа КНД [контрольно-надзорной деятельности]: первые итоги и новые вызовы», которая начнется в среду, 13 декабря.

Опрос проводился в августе–сентябре в 85 регионах, в нем участвовали 10,3 тыс. представителей бизнеса, причем полевыми исследованиями занималась ФСО. Основная часть респондентов (52,5%) — индивидуальные предприниматели, еще порядка 41,4% пришлось на микро- и малые предприятия, на средние и крупные — 3,5 и 2,7% соответственно.

В целом итоговый сводный показатель административной нагрузки на бизнес составил 56,1 пункта — но пока сравнивать его не с чем, это «нулевой» замер. Сводный показатель включает две составляющих. Первая — абсолютный показатель административной нагрузки, который учитывает субъективную оценку предпринимателями собственных издержек и их временные затраты на взаимодействие с инспекторами. Второй множитель в формуле сводного показателя — доля добавленной стоимости предприятий того или иного масштаба (малые, средние и крупные) в ВВП.

Таким образом, итоговый показатель считается отдельно для каждого вида предприятий в зависимости от их размера, а затем результаты по малым, средним и крупным компаниям суммируются. Из-за такого подхода у крупного бизнеса, например, показатель нагрузки почти в восемь раз выше, чем у малых предприятий. Такая разница может быть связана и с действием моратория на проверки малого бизнеса, полагает замглавы Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников.

Методика еще будет дорабатываться, утвердить ее планируется к февралю, говорит Абызов: пока она не учитывает структуру поднадзорных компаний и «не характеризует уровень экономических затрат бизнеса по сопровождению госконтроля».

Отставание МВД

Самой тяжелой для бизнеса практикой при работе с проверяющими оказалось дистанционное взаимодействие с инспекторами надзорных ведомств: ее негативно оценили 72% опрошенных (всего аналитики выделяют девять практик взаимодействия). «Процедуры дистанционного контроля не отработаны в достаточной мере, что связано в том числе с информационной закрытостью большинства организаций. Это уже вопрос информационной культуры и открытости как со стороны самого бизнеса, так и со стороны проверяющих органов», — указывает научный сотрудник Центра технологий госуправления РАНХиГС Алексей Ефремов.

Сложности у бизнеса также возникают с актуальностью и правомерностью требований (62% негативных оценок) и с профилактикой нарушений (57%). Реформа КНД пока не завершена, и сейчас сама ее идеология «ориентирована на выявление нарушений и применение санкций», подчеркивает Ефремов. Лучше всего, по данным Аналитического центра, предприниматели оценивают ситуацию с информированностью о требованиях ведомств (59% позитивных мнений).

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Респондентам также предлагалось оценить практику взаимодействия с надзорными ведомствами по профессионализму его сотрудников. Министерство внутренних дел стало единственным органом КНД, у которого профессионализм его инспекторов отрицательно оценили предприниматели. Разница между негативными и позитивными мнениями (именно по этому критерию эксперты подвели итоги ответов респондентов) о работе сотрудников контрольно-надзорного блока МВД составила 3,6 п.п. с перевесом негатива, говорится в исследовании Аналитического центра. Лучшими по этому критерию стали МЧС (положительные оценки преобладают над отрицательными сразу на 33,1 п.п.), Ространснадзор и Ростехнадзор. Впрочем, «лучшие» и «худшие» надзорные органы по результатам опроса выделить нельзя, он нужен для выявления «болезненных» вопросов в реформе КНД, указывает Прядильников.

Инспекция из МВД — «самая нервная для предпринимателей, самая стрессовая проверка», категорична вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Ведомство может подвести любую деятельность предпринимателя «под мошенническую статью», свою роль играет и статья по предоставлению услуг и продаже товаров с нарушением обязательных требований, указывает Блудян: «К вам может прийти милиционер, если у вас неправильно заполнена этикетка». В деятельности предпринимателей «может быть что-то не так», но не стоит это воспринимать именно как мошенничество, заключает она.

В то же время негативные оценки профессионализма инспекторов из МВД не помешали этому ведомству войти в тройку лидеров по практике взаимодействия с бизнесом в целом. На первом месте по итоговому результату оказалась ФАС, на втором — Роструд. Отстающими по работе с предпринимателями (по крайней мере с точки зрения самих предпринимателей) стали Росздравнадзор, Ростехнадзор и Ространснадзор (число положительных оценок их работы, впрочем, все равно превышает число негативных).

Год в борьбе с контролем

За год реформы госконтроля, которая идет в рамках приоритетного проекта по контролю и надзору, число плановых проверок снизилось на 44%, говорится в материалах «открытого правительства» к конференции, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас на 450 тыс. плановых проверок приходится 1 млн внеплановых, оценивает Абызов. Впрочем, если в их число не включать поручения президента и правительства и проверки из-за высоких рисков для жизни, внеплановых окажется вдвое меньше.

Президент Владимир Путин в августе поручил сократить число внеплановых инспекций до 30% от плановых; это может привести к последующему росту плановых проверок, считает Абызов, но это положительный знак, так как они реализуются с учетом риск-ориентированного подхода (то есть затронут в основном высокорисковые объекты). Законопроект по переходу от «палочной системы» к системе оценки рисков ранее внесло в Госдуму правительство, но, как писал РБК, он не будет распространяться на оперативно-разыскные мероприятия,  надзор за исполнением уголовных наказаний, при производстве по делам об административных правонарушениях, работе полиции по обеспечению соблюдения ПДД, налоговый, валютный и таможенный контроль и т.д.

За год реформы бизнес внес более 400 предложений по пересмотру требований надзорных ведомств, говорится в материалах «открытого правительства». Пока правительство и надзорные ведомства согласились на пересмотр 110 требований, по остальным пока требуются дополнительные заключения, уточняет Абызов.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности пока не стало элементом системной регуляторной политики, то есть у нас совершенствование нормотворчества и правоприменения идут отдельно, это процессы идут параллельно, администрируются разными органами, и, соответственно, из-за этого возникают проблемы», — считает Ефремов.

Взгляд с другой стороны

Оценить восприятие контроля и надзора со стороны не бизнеса, а самих инспекторов в рамках своего исследования к конференции КНД попробовала Высшая школа экономики. Большинство из них (всего опрошено было 25 тыс. проверяющих) считают, что у их органов достаточно инструментов для воздействия на бизнес (имеется в виду арсенал наказаний, предупреждений и т.д.). Однако тех, кто настаивает на дополнительных возможностях по наложению более жестких санкций, больше (23,4 против 14,4% тех, кто настаивает на смягчении). Чаще всего ужесточения хотят сотрудники ФНС и МВД. А единственное ведомство, чьи инспекторы хотели бы относиться к предпринимателям мягче, — Ростехнадзор.

www.rbc.ru

Новости - Правительство России

Селекторное совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Генерального прокурора Юрия Чайки о совершенствовании прокурорского надзора при проведении контролирующими органами проверок бизнес-структур

Сообщение Михаила Абызова

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу. Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России». Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Участники совещания

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом пожарном надзоре, надзоре в сфере природопользования и связи. Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке. 

Доклад Генерального прокурора Юрия Чайки на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации): Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову), расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов. 

<…>

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов : Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

С другой стороны, отдельное направление работы с высшим руководящим составом надзорных ведомств – это семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить аналитический центр при Правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных государственных надзоров будут обсуждаться лучшие практики. Проблемы, с которым сталкиваются в своей работе надзорные ведомства, во многом одинаковы, поэтому и удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать. Этим будет заниматься аналитический центр при Правительстве.

<…>

government.ru

что нужно изменить в работе контрольно-надзорных органов :: Политика :: РБК

Чтобы контрольно-надзорная деятельность была эффективной, контролеры должны не формально следить за соблюдением закона, а выявлять нарушения, которые действительно создают риски для граждан

Есть основания считать, что в ближайшее время контрольно-надзорное давление на российскую экономику усилится. Условия для этого создает и ликвидация структур «открытого правительства», курировавшего реформу контрольно-надзорной деятельности, и грядущее с 1 января 2019 года прекращение действия 294-ФЗ, ограничивающего активность проверяющих. Сказываются и последствия трагедии в Кемерово: одним из первых решений нового главы МЧС Евгения Зиничева стал приказ о прекращении контрольно-надзорных каникул для малого и среднего бизнеса в сфере пожарного надзора, а это ведомство — один из крупнейших проверяющих органов в России.

Но если проблема большого количества проверок осознается и ее пытаются как-то решать, то о качестве проверок, то есть о том, как работают проверяющие, мы задумываемся редко.

«Принцип лопаты»

Основной проблемой контрольно-надзорной деятельности в России является ориентация на формальные критерии при практически полном игнорировании реальной опасности того или иного нарушения. Много лет назад мне довелось наблюдать идеальную иллюстрацию этого тезиса.

В некоторой артиллерийской части работала инспекция из штаба округа. Младший из проверяющих был чем-то очень недоволен. Подойдя к первому же орудию, он снял закрепленную лопату (которая должна быть на каждом орудии), достал рулетку и начал диктовать адъютанту: «Длина черенка на 1,5 см ниже установленной, ширина лезвия на 3 мм больше установленной, окрашенная часть черенка заканчивается на 4 мм выше требуемого уровня, длина лезвия на 1 см меньше положенной». Присутствовавший представитель проверяемой части изменился в лице. Четыре нарушения на одном орудии означают очень серьезное наказание для всех вплоть до командира батареи, а инспектор и не собирался останавливаться. Когда число нарушений на одной лопате перевалило за десять, руководитель инспекции подошел к ретивому подчиненному, забрал у него лопату, зашвырнул ее в кусты и сказал адъютанту: «Пиши одно нарушение — «Нет лопаты».

Примерно в логике младшего инспектора из приведенного примера работает большинство российских контрольно-надзорных органов. У их сотрудников есть два железных аргумента: «мы проверяем соблюдение требований закона» и «мы не можем определять иерархию требований — все они одинаково важны». Поэтому в актах проверок, например, государственного пожарного надзора как нарушения одного уровня могут оцениваться такие: «Нет возможности использования эвакуационных выходов» и «План эвакуации не содержит информации о его утверждении руководителем организации». То есть в первом случае люди действительно не смогут покинуть здание при пожаре, а во втором к самому плану нет претензий, но обязательный штампик в правой верхней части, на котором написано «Утверждаю», отсутствует. Шансы на то, что его отсутствие как-то повлияет на безопасность людей, практически нулевые.

Доказательство риска

Одно из важных направлений текущей реформы контрольно-надзорной деятельности — сокращение числа обязательных требований. Это важная и необходимая работа, но сама по себе она не позволит достигнуть желаемого результата. Потому что множество мелких требований отнюдь не лишены смысла и отменять их нет острой необходимости, как с тем же штампиком на плане. Проблема состоит не столько в избыточности регулирования, сколько в одноранговости (в восприятии проверяющих) этих требований. «Принцип лопаты» работает в полном объеме — одному вузу Рособрнадзор может вынести предупреждение в связи с тем, что «на протяжении полутора месяцев занятия фактически не проводились» (одно нарушение), а у другого найти десять нарушений в оформлении программ обучения, а за такое количество уже можно приостановить действие лицензии или аккредитацию конкретной программы. Для того чтобы контрольно-надзорные органы работали на благо общества, а не ради собственной отчетности, они должны доказывать, что наличие нарушения создает риски для жизни и здоровья людей или снижает качество поставляемых на рынок товаров и услуг. Для этого нужно раз и навсегда отказаться от принципа «мы не можем определять, какое из требований закона важнее».

Но и первый принцип работы российских контрольно-надзорных органов — «мы проверяем соблюдение требований закона» — тоже должен быть уничтожен. Контрольно-надзорная деятельность имеет своей целью снижение рисков для граждан, а не приближение всего и вся к некоторой образцовой «законности» (достижение которой с учетом скорости изменения отечественного регулирования невозможно, а с учетом качества этого регулирования — часто нежелательно). Поэтому сам факт нарушения требований закона (то есть не закона, конечно же, а в большинстве случаев — древнего подзаконного акта) никак не может быть основанием для принятия каких-либо мер воздействия на предприятие или организацию. Для того чтобы штрафовать, приостанавливать деятельность и т.д., контрольный орган должен доказать, что это нарушение создавало или создает существенные риски для здоровья и безопасности граждан. Контрольно-надзорные органы должны быть переориентированы с принципа «соблюдение закона» на принцип «предупреждение угроз».

Текущая реформа контрольно-надзорной деятельности предполагает классификацию предприятий по категориям риска — и это шаг в правильном направлении. Однако кроме иерархии предприятий жизненно необходима иерархия нарушений в зависимости от их опасности.

На усмотрение суда

Можно сказать, что такая модель работы вызовет резкий рост нагрузки на контрольно-надзорные органы. На самом деле это не так. Существующая система отчетности сурово карает контрольно-надзорные органы за те проверки, итоги которых были успешно оспорены в суде, — и это неплохо. Поэтому переход на принцип обоснования рисков, создаваемых тем или иным нарушением, вынудит проверяющих обращать внимание на те организации и те нарушения, которые действительно потенциально опасны для граждан. Грубо говоря, если сейчас для облегчения своей жизни условному инспектору проще найти десять мелких нарушений, причем обычно на бумаге, а не в жизни, и получить положительную оценку своей работы, то в полноценной риск-ориентир

www.rbc.ru

От реформы контроля и надзора требуют результата

23 мая бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину доклад о проблемах предпринимателей. Одной из его тем будет реформа контрольно-надзорной деятельности, которую курировал в Белом доме до смены кабинета министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Как процесс будет организован теперь, пока неизвестно — надежды на продолжение реформы связывают с тем, что новый вице-премьер и глава аппарата Белого дома Константин Чуйченко ранее занимался этой тематикой в администрации президента. Бизнес же жалуется на то, что число проверок превышает официальные показатели в разы, а количество требований, зафиксированных в чек-листах, делает их невыполнимыми.

В среду, 23 мая, бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину пятый ежегодный доклад, основанный на обращениях бизнеса к уполномоченному (55 тыс. обращений в 2017 году против 36 тыс. в 2016-м и 25,4 тыс.— в 2015 году). Одной из основных проблем предпринимателей, по мнению Бориса Титова, является пробуксовка реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Напомним, проект в ушедшем в отставку после выборов президента правительстве курировал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, его центральная идея заключалась в систематизации видов госконтроля с последующим устранением избыточных и дублирующих. Однако, как отмечается в проекте доклада бизнес-омбудсмена (есть у “Ъ”), несмотря на масштабную работу, заметного сокращения контрольных мероприятий добиться пока не удалось. Минэкономики (ведомство также курирует реформу) отмечает снижение числа плановых и внеплановых проверок, но предприниматели этого не подтверждают. Так, по данным министерства, в 2017 году проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок (на 200 тыс. меньше, чем в 2016 году) — однако опросы предпринимателей по инициативе уполномоченного показывают, что проводится до 10 млн контрольных мероприятий.

Как заявила “Ъ” глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, проблема избыточности требований до сих пор не решена, что сводит на нет все усилия по внедрению риск-ориентированного подхода. В «перезапущенные» чек-листы (закон 227-ФЗ от 2016 года обязывает указывать в них вопросы, ответы на которые составляют предмет проверки) включено слишком много требований, а критериев их отбора нет. В результате проверяются все требования, что по факту приводит к ужесточению контроля. Борис Титов настаивает на аудите обязательных требований и уточнении применения чек-листов и списка контрольных вопросов. «Выполнить их все просто невозможно, зато для проверяющих де-факто появились очень удобные справочники-подсказки»,— отмечает госпожа Алехнович. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян подтверждает: в проверочных листах зафиксировано 2 млн требований к бизнесу. «В ходе реформы сделано беспрецедентно много, но ей необходим толчок, пока ее задачи не выполнены»,— отмечает она. Экспертизу требований проводит РСПП, но пока изучены только первые 400 требований.

В бизнес-объединениях надеются, что реформу КНД в Белом доме будет курировать вице-премьер и глава аппарата правительства Константин Чуйченко. Ранее как помощник президента и глава контрольного управления администрации он плотно занимался тематикой КНД. Пока известно, что работу над реформой продолжит «Открытое правительство» — для этого Белый дом сохранит его экспертный совет и департамент по формированию системы «Открытого правительства» уже без Михаила Абызова. Структура и формат организации процесса в Белом доме сейчас обсуждаются.

Источник: kommersant.ru

cg-news.ru

Михаил Абызов: результаты реформы контрольно-надзорной деятельности ощутим в 2018 году

Открытое правительство представило концепцию проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Реализовать все мероприятия проекта предполагается до 2024 года. Документ подготовлен для обсуждения на президиуме Cовета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Об этапах реализации реформы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в интервью ТАСС рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на полях Инвестиционного форума в Сочи.

— Состоялась презентация ваших предложений по реформе контрольно-надзорной деятельности. Расскажите, что надо менять в этой сфере и о тех слухах, которые ходят постоянно о слиянии ведомств и объединении их функций, потому что дублирующих функций очень много.

— Само по себе слияние либо изменение структуры контрольно-надзорных органов не является самоцелью реформы по контролю и надзору. Скорее, это инструмент, с помощью которого эти изменения можно реализовать.

Основная задача реформы контроля и надзора — выстроить новую систему, которая бы во главе своих целей обеспечивала защиту ценности жизни и здоровья граждан, обеспечивала бы безопасность государства. В этой связи главной задачей является радикальное сокращение смертельных случаев, радикальное снижение заболеваемости по рискам, которые контролирует государство. Кроме того, нам необходимо на 30% к 2024 году сократить объем материального ущерба, который происходит по причинам невыполнения государственных требований: это и аварийность, и пожарная безопасность, и транспортная безопасность, производственный травматизм.

Вторая задача — чтобы эта новая система была более комфортной и, главное, экономически менее обременительной для бизнеса. Административное давление на бизнес необходимо радикально сокращать. И мы рассчитываем, что непроизводственные, неэффективные затраты бизнеса от выполнения обязательных требований должны к 2024 году сократиться в два раза.

Третье — саму структуру и систему работы контрольно-надзорных органов необходимо радикально преобразовать. Это потребует где-то оптимизации структуры, а самое главное — внедрения новых технологий и риск-ориентированного подхода. Здесь имеется в виду переход на проверки, ориентированные на предотвращение вреда, и проверки объектов высокого уровня риска. Что подразумевает внедрение информационных технологий, которые позволяют обеспечить дистанционное взаимодействие контрольного органа и подконтрольного субъекта. Это и новая система подготовки инспекторского состава и кадров, которые должны реализовывать эти задачи, и задачи по противодействию коррупции в работе контрольно-надзорных органов, и иные аспекты совершенствования системы государственного контроля и надзора.

Вот три ключевые цели реформы, для осуществления которой необходимо реализовать восемь проектов. Все эти проекты имеют конкретные показатели в горизонте 2018, 2021 и 2024 годов. Таким образом, мы говорим не о какой-то долгосрочной стратегии, мы говорим о плане оперативной работы, результаты которой можно было бы почувствовать уже в 2018 году.

— Еще одна тема, которая достаточно давно обсуждается, — это Стратегия-2030. Вы возглавляете рабочую группу, которая ей занимается, не могли бы сказать, какие уже этапы пройдены, чего удалось достичь?

— Правительство взяло дополнительное время для разработки Стратегии-2030, и мы немножко продлили сроки ее подготовки. В рамках работы Экспертного совета при правительстве рабочая группа, которую возглавляет ректор экономического факультета МГУ Александр Аузан, сейчас провела необходимые фокус-группы и социологические исследования среди экспертного сообщества, в рамках которых ответила на основные вопросы, связанные с тем, как видится экспертному сообществу образ государства к 2030 году, как видится состояние основных государственных и общественных институтов. Речь идет не только о тех структурах, которые находятся в непосредственном ведении правительства, а в целом о государственной системе.

Мы в течение ближайших трех месяцев должны будем совместно с коллегами из Министерства экономического развития этот визионерский образ "Россия-2030" непосредственно разложить на некоторые программные части, которые предусмотрены стратегией. Для ее успешной реализации нужно иметь оперативный план. И таким оперативным планом должна стать Программа развития 2018–2024, которую по поручению президента ведет Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным. Мы договорились в ноябре провести масштабную совместную сессию с экспертами Центра стратегических разработок, членами Экспертного совета при правительстве, нашими коллегами из ключевых экономических ведомств: Министерства экономического развития и Министерства финансов, для того чтобы рассмотреть весь этот комплекс вопросов, начиная от визионерского представления и основных программных задач по Стратегии-2030, заканчивая оперативным планом ее возможной реализации в горизонте 2018–2024 годов. Нам важно здесь иметь абсолютно сопрягаемые и взаимодополняющие документы, и такую работу до конца года мы проведем.

Надо сказать, что результаты этой работы будут представлены в следующем году как Центром стратегических разработок в рамках Стратегии 2018–2024, так и Экспертным советом при правительстве РФ в рамках разработки Стратегии-2030.

— Какова функция Совета по стратегическому развитию приоритетных проектов, в чем задача еще одного совета? Можно ли ожидать расширения приоритетных проектов?

— Когда мы готовили предложения по совершенствованию государственного управления и представляли председателю правительства, а в последующем президенту, вопрос о формировании и реализации проектного управления в государственной системе был одним из элементов изменения качества госуправления в целом. Одним, но не единственным, потому что помимо внедрения практики и культуры проектного управления нам необходимо изменить и процессное управление, повышать его качество. Мы не можем всю государственную систему единовременно изменить. Это то, о чем говорил председатель правительства на пленарном заседании форума: сегодня основной ориентир и основные механизмы работы государственной системы — это работа по поручениям, которую невозможно перестроить за один день.

Но наряду с этим мы должны реализовывать принципы проектного управления: надо радикально изменять качество модели управления, сокращать количество поручений, ориентировать их на достижение результата, а не на обеспечение процесса. Выполнение этих задач будет обеспечивать в том числе созданный Президентский совет путем реализации восьми масштабных приоритетных проектов. И здесь важнейшим элементом нового государственного управления будет новая система подготовки кадров. Эти изменения невозможно произвести без переподготовки, без обучения того кадрового состава, тех людей, которые будут заниматься этими вопросами. Поэтому то, что было предложено в рамках приоритетных проектов на уровне Совета при президенте, — это только первый этап работы по улучшению государственного управления.

Я не считаю, что надо радикально расширять повестку стратегических проектов на уровне президента и председателя правительства. Их количество должно быть ограничено для того, чтобы иметь возможность контроля над ними со стороны первых руководителей; и это тоже обсуждалось на пленарной дискуссии. 

— Какие шаги последуют дальше?

— В рамках форума председатель правительства Дмитрий Медведев сказал абсолютно правильную вещь, связанную с тем, что нам необходимо новые принципы госуправления реализовывать в каждом без исключения министерстве. Главная задача теперь — эти принципы и подходы к непосредственной реализации в повестке работы наших министерств и ведомств.

— Одна из тем форума — это инновации, их внедрение в российскую практику. Вот правительство являлось одним из инициаторов реформы институтов инновационного развития и речь шла о том, что часть неэффективных устранена, часть изменена. Как вы видите будущее инновационных институтов России и что происходит сейчас в этой сфере? Потому что есть ощущение ступора.

— На самом деле вопрос изменения структуры институтов развития на сегодняшний день не обсуждается. Предложения, которые подготовлены Экспертным советом и внесены в правительство, подразумевают несколько моделей работы институтов развития. И сейчас, я бы сказал, не самым главным является обсуждение структуры институтов развития.

Гораздо более важным является на сегодняшний день ревизия, аудит мандата каждого института, обновление этого мандата, четкое формирование показателей эффективности работы для каждого института развития, причем как в отдельности, так и в их совокупности для того, чтобы у нас один и тот же проект не имел разнонаправленного сопровождения со стороны государственных институтов развития. Здесь надо сверить систему координат и сделать так, чтобы задачи каждого из институтов развития друг друга дополняли, не дублировали и не противоречили друг другу. Я считаю, что эту работу можно сделать до конца года, и соответствующее поручение президента правительству дано.

— А все-таки сколько этих инновационных институтов должно остаться и какие должны быть у них функции?

— Из основных, безусловно, такие институты как "Сколково", РВК, "Роснано", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд инновационного развития, должны будут стать фундаментальными в рамках общей системы институтов развития. Некоторые из них уже реализовали основные бюджеты, которые были им выделены; это означает, что нам надо принять решение либо по их докапитализации, либо по изменению формы их работы.

Беседовала Ирина Гордон

tass.ru

Новости / Российский союз промышленников и предпринимателей

Сокращать надо не число министерств, а число контролеров и проверок, предлагает Минэкономразвития. Некрупный бизнес может получить одно окно для всех проверок, остальным предложен принцип «один риск — один контролер».

Одно окно для небольшого бизнеса

Создание «объединенных» инспекций на региональном или муниципальном уровне, которые проверяли бы только определенный круг небольших предприятий (например, общепит) по типовому набору требований в режиме одного окна, — таково одно из предложений по оптимизации контрольно-надзорной деятельности, которые Минэкономразвития на прошлой неделе направило в Белый дом министру Михаилу Абызову. О предложениях РБК рассказали два источника в экономическом блоке правительства.

Министр по вопросам открытого правительства Абызов по поручению президента готовит предложения по оптимизации структуры и сокращению численности контрольно-надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций. Формальный старт подготовке реформы Владимир Путин дал 13 июля. Итоговый документ со всеми предложениями по реформе контрольно-надзорных функций должен быть представлен президенту 1 декабря, после того как будет рассмотрен и одобрен руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько.

Проверки по принципу одного окна могут стать «компромиссом между серьезным перераспределением полномочий и оптимизацией структуры контрольно-надзорных органов», говорит федеральный чиновник, пересказывая текст письма, направленного в правительство. «Объединенные» инспекции предлагается создавать на региональном или муниципальном уровне. Их собираются ориентировать на надзор за соблюдением обязательных требований, связанных с «ограниченными» рисками, возникающими в деятельности определенного круга предприятий. Для этого предлагается выделить перечень таких рисков и предприятий. Например, предприятия общественного питания с определенной мощностью, розничные магазины малого формата, производственные мастерские, небольшие производства. В отношении этих предприятий следовало бы составить типовой набор наиболее важных требований из различных сфер. Речь идет о пожарных, санитарных, ветеринарных, трудовых и природоохранных требованиях, которые и должен будет проконтролировать один инспектор.

При этом Минэкономразвития указывает, что трудности могут возникнуть в налаживании эффективного взаимодействия «объединенных» инспекций с федеральными ведомствами.

Нет ясности и с источниками финансирования таких инспекций. Пока Минэкономики предлагает опробовать несколько пилотных проектов, делегировав полномочия регионам.

Идея с унифицированными проверками по принципу одного окна для малого бизнеса — один из вариантов, который может снизить нагрузку на бизнес, считает cопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Но на практике такую идею сложно будет реализовать, сказал РБК вице-президент «Опоры России» Александр Жарков. «Как найти инспектора с таким уровнем квалификации, знанием нормативной базы всех перечисленных видов контроля? Это утопия», — говорит Жарков.

Один риск — один контролер для всех

В целом Минэкономразвития предлагает опираться на принцип «один риск — один контролер», то есть устранить ситуацию, при которой одно ведомство может заниматься несколькими типами рисков и в то же время один тип рисков может быть размазан между несколькими ведомствами. Это значит, что контрольно-надзорные органы, чьи функции и профильные риски пересекаются, могут быть объединены. Например, полномочия Росалкогольрегулирования (предельная численность — 1,4 тыс. человек) сводятся к обеспечению качества этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, рассказывает собеседник РБК. Другая функция этой службы — учет объема и производства этой продукции. Первая задача может решаться в рамках функций Роспотребнадзора (штатная численность — 18,1 тыс. человек). Вторая функция — в рамках полномочий ФНС по обеспечению собираемости налогов.

Для реализации принципа «один риск — один контролер» Минэкономразития предлагает оптимизировать схему размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих контроль и надзор. Предлагается снижение количества соответствующих подразделений в Центральной части России за счет создания межведомственных подразделений. То есть в рассмотренном выше примере речь может идти о том, что Росалкогольрегулирование как орган федеральной власти сохраняется, но его функции на местах исполнят Роспотребнадзор и ФНС.

Когда же использование принципа «один риск — один контролер» и объединение контрольно-надзорных органов по тем или иным причинам невозможно, предлагается вариант более четкого разграничения полномочий между проверяющими органами по проверяемым объектам. Таким способом можно было бы решить конкуренцию Роспотребнадзора и Россельхознадзора по надзору за оборотом пищевой продукции, говорят чиновники. Можно было бы установить запрет на проведение надзорных мероприятий Россельхознадзором в отношении оборота продукции, в том числе имеющей ветеринарные риски, в розничной сети. Такое же разграничение можно было бы применить и к санитарно-эпидемиологическим проверкам условий труда, которые сейчас проводит Роспотребнадзор, и проверкам охраны труда, выполняемым Рострудом.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров считает, что «система проверок сейчас не главная головная боль, но ее оптимизация в любом случае позволит улучшить ситуацию, поскольку проверки — это всегда и финансовые, и временные затраты». По его словам, сокращение численности органов госконтроля не решит проблемы, важно работать над сокращением числа проверок.

Абызов сказал РБК, что считает «преждевременным комментировать подготовленные предложения до их детального обсуждения с руководством правительства». Однако, по его словам, «исходя из опыта работы с контрольно-надзорным органами за последние годы, все преобразования в этой сфере необходимо проводить поступательно и очень выверено, индивидуально рассматривая каждый случай, с четким пониманием рисков, потому что контроль и надзор напрямую связан с обеспечением безопасности в обществе».

Карта вместо закона

Еще одним элементом реформы контрольно-надзорных органов мог бы стать соответствующий закон — с начала 2015 года Минэкономики подготовило уже несколько его версий. На прошлой неделе глава аппарата правительства Приходько провел совещание по контрольно-надзорной деятельности, на котором законопроект Минэкономразвития «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» был отправлен на доработку. Об этом РБК рассказали два участника совещания. Факт совещания подтв​ердили и в Минэкономразвития. Было решено законопроект дополнительно проработать — сказали РБК в министерстве.

«В последней версии документа предполагалось систематизировать виды проверок и перечислить все возможные мероприятия по контролю и надзору. В итоге нагрузка на бизнес только увеличилась бы. Кроме того, законопроект сейчас не учитывает необходимость выполнить поручения премьера по оптимизации самой системы контроля и надзора», — говорит РБК участник совещания.

«Опасения участников рынка, что в результате могут серьезным образом измениться сложившиеся подходы к контролю, и тем самым ухудшится положение бизнеса, связаны не с законопроектом, а с избытком обязательных требований, их дублированием и пересечением, которые в настоящее время есть в законодательстве», — говорит представитель Минэкономразвития. Он также сообщил, что в настоящее время ведется работа над рядом поручений президента, связанных с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности: «В связи с этим на совещании было решено подготовить развернутую «дорожную карту» на два ближайших года по реформированию в целом контрольно-надзорной деятельности. Подготовка данной карты была поручена Минэкономразвития. Но официальные поручения по итогам совещания в настоящий момент в Минэкономразвития не поступили, поэтому о конкретных сроках реализации данных решений пока сказать не можем».

rbcdaily.ru

Читайте также:В 2016 году у бизнеса начнутся надзорные каникулы

© Пресс-служба РСПП

xn--o1aabe.xn--p1ai

Россельхознадзор - Новости

© Центральный аппарат

 

В ходе проведения итогового заседания Коллегии Россельхознадзора 28 марта 2018 г. Министр РФ, куратор Открытого правительства Михаил Абызов обозначил ключевые направления работы Россельхознадзора в рамках дальнейшей реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. 

Как было отмечено Министром, Россельхознадзор добился существенных результатов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности, однако некоторые проблемы решить пока не удалось. Предстоит наладить информационный обмен на региональном и федеральном уровне в части ветеринарного надзора, продолжить уход от «палочной» системы госконтроля. На повестке дня также стоит вопрос о возможном объединении функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора по контролю за продовольствием.  Министр подчеркнул, что главная задача реформы контроля и надзора — повышение уровня безопасности государства и граждан и сокращение причинённого ущерба и вреда. 

Реформа также направлена на снижение неэффективной административной нагрузки на добросовестный бизнес и построение эффективного и технологичного госконтроля. Как подчеркнул Михаил Абызов, реализуя реформу госконтроля, важно руководствоваться вопросами обеспечения безопасности граждан, а не только вести дискуссии об административном давлении надзора на хозяйствующие субъекты. Он напомнил, что  в настоящее время обсуждается новая структура администрирования вопросов безопасности пищевой продукции — сквозной контроль «от грядки до прилавка». Сейчас производство продукции находится в сфере ведения Россельхознадзора. Когда речь заходит о контроле качества товара на прилавке, то возникает вопрос, кто несёт за это ответственность. По словам Михаила Абызова, на всех совещаниях представители ведомств говорят, что нужно налаживать информационное взаимодействие, обмениваться результатами проверок, видеть индикаторы риска, которые проверяют каждое из надзорных ведомств, видеть статистику по нарушениям, которые выявляются с тем, чтобы определить приоритетные точки работы. Михаил Абызов отметил, что необходимо принимать радикальные меры. Это касается не только технического совмещения информационных систем, но и возможного объединения функций контроля и надзора обоих ведомств. Это может быть объединение на базе единого органа госвласти в правительстве. Но данный вопрос относится исключительно к компетенции президента, который определяет структуру органов исполнительной власти. Как заявил Министр, совсем скоро будет формироваться новый состав правительства и новая структура, и необходимо правительству в рамках действий сегодняшних полномочий провести соответствующую подготовительную работу и аналитику и предложить "меню" решения назревших проблем. 

Министр также отметил необходимость информационного обмена между территориальными и федеральными органами Россельхознадзора, которые осуществляют ветеринарный надзор. Система требований по ветеринарному надзору одинаковая на всех уровнях, разграничение субъектов контроля не формализовано. Зачастую бизнес сталкивается с дублирующими проверками. В 2018 году в этой части нужно навести порядок, подчеркнул Михаил Абызов. По его словам, возможна федерализация функций ветеринарного надзора с последующим делегированием этих полномочий на уровень субъектов по соглашениям с чётким определением контроля со стороны федерального Россельхознадзора качества исполнения делегированных требований. 

Информационные системы на федеральном и региональном уровне не совмещены. Министр отметил, что рекомендовал руководству Россельхознадзора, руководителям территориальных подразделений и соответствующих служб в субъектах федерации заключить соглашения об информационном обмене, чтобы поднадзорные объекты были одинаково классифицированы, чтобы к ним применялись одинаковые критерии риска и одинаковые надзорные мероприятия. Как подчеркнул Министр, эта работа должна быть проведена. На ближайших заседаниях проектного комитета реформы госконтроля будет обсуждаться стандарт проведения этой работы по линии ветеринарного надзора. К 2018 году по линии Россельхознадзора не удалось полностью решить вопрос перехода от «палочной» системы к оценке результативности и эффективности территориальных органов по показателям снижения ущерба и вреда, констатировал министр. Причина в том, что не по всем видам риска и не по всем видам контроля и надзора есть качественная статистика. Как указал Министр, в 2018 году такую работу по сбору статистики нужно провести. 

Михаил Абызов также озвучил свою позицию относительно сохранения режима «надзорных каникул» для малого бизнеса. Эта тема стала особенно актуальной после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли десятки человек. Министр заявил, что к объектам высокого уровня риска никакие "надзорные каникулы" применяться не могут. Не может определяться характер обеспечения государственной безопасности по форме ведения бизнеса. В первую очередь необходимо обеспечивать проверку объектов высокого уровня опасности и освобождать от проверок те объекты, которые никакой угрозы не несут.

В качестве примера Министр привёл прошлогоднюю вспышку ящура в Башкирии, после которой вся республика оказалась заблокирована от всех аграрных рынков сопредельных территорий. Тогда фермеры и сельхозпроизводители требовали ужесточения государственного контроля, в особенности за недобросовестными участниками продовольственного рынка. 

Одной из первостепенных задач для Россельхознадзора на 2018 год, по мнению министра, должно стать радикальное изменение ситуации с АЧС. Он предложил расширить полномочия ведомства и разрешить ему согласовывать количество поголовья дикого кабана в охотугодьях. Михаил Абызов выразил уверенность, что вопрос с АЧС должен быть решён раз и навсегда, сделать это можно за 2018-2019 годы. Россельхознадзор, как и другие надзорные ведомства, нередко сталкивается в своей работе с чрезвычайными ситуациями, отметил министр. В таких ситуациях, по его словам, очень важно уметь правильно и понятно объясняться с людьми: когда надо объявлять карантин, уничтожать поголовья, вы и ваш персонал должны уметь объяснять людям в спокойном режиме всё происходящее, даже если это происходящее — негативное. Это вопрос специальной подготовки. Министр попросил руководство Россельхознадзора уделить этому отдельное внимание, подготовиться и провести соответствующее обучение, подготовить короткие методики для территориальных органов. Одна из ключевых задач Россельхознадзора на 2018 год — это цифровизация, подчеркнул Михаил Абызов. По мнению Министра, данный инструмент является ключом к новому контролю и надзору. Цифровой контроль и надзор более эффективен, чем проверки. Он позволяет проводить дистанционный мониторинг соблюдения требований безопасности, собирать статистику. Сегодня проверки являются основным инструментом надзорных органов, а через 10 лет они станут исключительным случаем, уверен Михаил Абызов. 

Он сообщил о планах совместить в течение 2018 года базу автоматизированной системы для электронной сертификации «Меркурий» с базой ФНС и инструментарием контрольно-кассовой техники. Это даст возможность сквозной прослеживаемости реализации продуктов питания. Ещё одна важная задача — повышение квалификации и развитие новых компетенций инспекторского состава. Уже запущена система онлайн-обучения инспекторского состава, которая должна охватить в этом году 20 тыс. человек, а в следующем — 50 тыс. Единственный инструмент, который поможет надзорным органам выполнять задачи, поставленные реформой госконтроля, — это повышение качества управления и внутренняя оптимизация, подчеркнул Михаил Абызов. Новые задачи придётся решать за счёт имеющихся ресурсов, без дополнительной финансовой или кадровой поддержки. «Меню» преобразований, которые должны помочь надзорным органам повысить эффективность работы в ближайшие 2 года, было разработано по итогам стратегической сессии, прошедшей в Сколково в начале марта текущего года. 

www.fsvps.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта