Совершенствование научно-методической работы как фактор повышения качества образования. Оптимизация методической работы в школе


Электронный каталог учебно-методических ресурсов как средство оптимизации методической работы в школе - 5 Февраля 2017 - Блог директора

Совершенствование профессионального роста учителя достигается за счет непрерывного и систематического повышения его профессионального уровня, при этом задачей первостепенной важности является развитие профессионального самосознания учителя, а на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития. «Образование через всю жизнь» - правило, по которому должны действовать педагоги.

Совершенствование профессионального роста учителей достигается за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

  • оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, областной и городской систем повышения квалификации;
  • изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
  • овладение новыми формами, методами и приема­ми обучения и воспитания детей;
  • конкурсы профессионального мастер­ства.

Формы работы по повышению мастерства педагогов: педагогические советы, мастер-классы, обобщение опыта, творческие и проблемные группы, семинары, педагогические чтения, предметные ШМО, работа с методическими ресурсами, методические дни, конкурсы, публикации.

Электронный каталог помогает систематизировать накопленный методический материал по освоению новых методик и технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций школьников, а также обобщить опыт работы учителей МОУ «СОШ №3».

Каталог построен с помощью технологии сайтостроения по следующим направлениям:

I. Информационно- методическая деятельность.

Проводимая в нашей школе информационно-методическая работа традиционно многообразна. Сложившаяся система  деятельности методической службы позволяет повысить профессиональную компетентность педагогических кадров. Материалы данного раздела представлены следующим образом:

  • педагогический совет,
  • психологический семинар, cеминар-практикум, семинар-тренинг,
  • методический семинар,
  • педагогические чтения.

II. Учебная деятельность.

Оптимизация  организационно- педагогических условий, обеспечивающих саморазвитие школьников, потребовала от учителя умение владеть информационно – коммуникативными технологиями. За короткое время педагоги обрели определённую компьютерную грамотность, научились работать с  Интернет-ресурсами, освоили и успешно используют программу «Intel – обучение для будущего» при проведении уроков.

Традиционный фестиваль «Ура, урок!» стал местом совместного поиска новых идей, творчества и саморазвития педагогов.

В учебном разделе наряду с уроками учителей-новаторов,  учителей-экспертов представлены работы молодых педагогов по  следующим рубрикам:

III. Воспитательная деятельность.

 В связи с возрастанием роли воспитания на современном этапе возникла настоятельная необходимость создания в каталоге раздела Воспитательная работа. Педагоги школы уделяют значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Они владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.  Мы решили представить нашу воспитательную деятельность по следующим рубрикам:

IV. Научно- продуктивная деятельность.

В этот раздел вошли материалы по обобщению педагогического опыта в рамках ПНПО, статьи учителей опубликованные в региональных сборниках «Образование: вчера, сегодня, завтра» 2007, 2008 гг., «Инновационное развитие образования Оренбуржья. Выявление, изучение, диссеминация инновационного опыта в системе образования города Гая Оренбургской области: управление, методическое сопровождение и распространение»; проекты учеников школы.

Данный информационно-методический ресурс позволяет реализовать поставленную перед методической службой школы цель, которая заключалась в оказании действенной помощи педагогам предметникам и классным руководителям по организации обучения и воспитания школьников, повышении теоретического  уровня и профессиональной компетентности работников школы. Он прост и удобен в использовании, доступен каждому педагогу в локальной сети общеобразовательного учреждения.

СКАЧАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

gaischool.ucoz.ru

«Оптимизация методической работы как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

Программа районного семинара заместителей директоров по УВР

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

  

Тема урока, мероприятия Предмет Класс Ф.И.О. учителя
 

Если хочешь понимать и быть понятым.

 

русский язык

 

2

 

Аулова Г.А.

 

Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание.

 

физика

 

8

 

Катасонова Е.Н. 

 

^

 

ОБЖ

 

5

 

Прибылов А.В.

 

Урок – проект «Лес и человек»

 

окружающий мир

 

4

 

Струганова А.В.

 

Урок - путешествие «План и карты».

 

география

 

6

 

Коленчук Л.А.

 

Внеклассное мероприятие, посвященное году русского языка «Язык мой—друг мой»

 

 

7-10

 

Панокина В.Н.

 

Обсуждение уроков.

2. Мастер – класс по УМК «Планета знаний»

 3. Доклад «Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

 4. Подведение итогов семинара

 

участники семинара 

Аулова Г.А.

 Прибылова Г.В.

 

участники семинара

 

 ^

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

 

Общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.Исходя из этого, необходимым условием модернизации российского образования является повышение профессионального уровня педагогов и «формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни».Решая эти задачи, педагогический коллектив МОУ СОШ с. Митягино направляет свою деятельность на создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса, предусматривающего программно-целевой подход в управлении методической работой педагогов, и рассматривает ее как неотъемлемое звено в образовательной цепи, которое непосредственно связывает научные достижения в области психолого-педагогических наук с практикой обучения и воспитания школьников.  Главное условие успеха  коллектив видит в организации систематической и целенаправленной  работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога нашей школы овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания учащихся. На наш взгляд, современный учитель - это образованный человек с высокой методической культурой. Программно-целевой подход в управлении методической работой включает в себя диагностирование состояния образовательного учреждения, определение целей и задач, особенности организационной структуры, разработку планов и программ, контроль и коррекцию.

      ^ тесно связаны с системой внутришкольного  управления, с жизнедеятельностью всего организма школы. Прежде всего, главное ее назначение – корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного  развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования. Поэтому, определить цели и задачи методической работы – значит, определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя. Образовательная политика  методической работы МОУ СОШ с. Митягино строится  исходя из комплексной  научно-методической темы  школы:

 «  Повышение качества образования путем развития самостоятельной учебной деятельности, практической направленности обучения и активизации воспитательной работы» ,    определена с учетом практической значимости для школы, сориентирована на  повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников.

Задачи

- отработка наиболее эффективных технологий препо­давания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;

- внедрение  в учебный процесс информационные и здоровьесберегающие технологии;

- реализация психологических условий для развития креативного потенциала учащихся;

- создание эмоционально-психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми;

- организация сотрудничества школы и семьи на принципах гуманизма

-  создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;

- формирование у учащихся активной гражданственности, интернационализма, толерантности, политической и экономической грамотности.

Для выполнения поставленных задач были проведены следующие мероприятия:

1. Создание плана методической работы школы на 2007-2008 учебный год.

2. Организация самообразования учителей.

3. Изучение теории по методической работе.

4. Проведение тематических педсоветов, заседаний методического совета, методических объединений.

5. Организация отчётов по темам самообразования.

6. Пополнение материалами кабинета пединформации.

7. Обобщение опыта.

Выявление затруднений учителей.

Содержание работы по повышению квалификации педагогов зависит от конкретных условий и строится на основе диагностирования проблем педагогов. В целях выявления трудностей, которые испытывают учителя, мы предлагаем им заполнить приведенные ниже анкеты.

^

Оцените, насколько Вы владеете перечисленными действиями.

Условные обозначения: В - высокая оценка, С - средняя оценка, Н - низкая оценка.

 

 

 

 

^

 

 

 

 

Полученные в результате анализа анкет данные позволяют разработать план деятельности педагогического и методического советов, целью которых является организация работы по повышению педагогического мастерства учителей.

^ ). Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Учителя школы должны быть способны поддерживать стабильное функционирование школы, умелое выполнение своих текущих обязанностей и обеспечить дальнейшее развитие - получение новых результатов и улучшение имеющих.В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Это необходимо учитывать при планировании основных форм методической работы.

Формы методической работы

1.Тематические педсоветы.

2. Методический совет.

3. Методические объединения учителей.

4. Теоретические семинары

5. Работа учителей над темами самообразования.

6. Открытые уроки.

7. Творческие отчёты.

8. Мастер – классы.

9. Работа с молодыми специалистами.

10. Предметные недели.

10. Консультации по организации и проведению современного урока.

12. Организация работы с одарёнными детьми.

13. Педагогический мониторинг.

14. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.

15. Аттестация.       

Высшей формой   методической  работы  всегда был и остается  педагогический совет как особая технология работы с коллективом учителей, направленная на решение триединой дидактической цели:

        Образовательный аспект: повышение мастерства и квалификации учителей;

        Воспитательный аспект: формирование воспитательного коллектива;

        Производственный аспект: организация деятельности школы как учреждения.

Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и научно-исследовательских формирований. Он призван решать общешкольные задачи, направленные на повышение методического уровня педагогов.

Основной  формой  работы по повышению квалификации педагогических работников являются ШМО

        школьные методические объединения;

 

       Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы.

                                         В работе МО оптимально сочетаются:

 

 

коллективные формы:                                            индивидуальные формы работы:

             работа над единой                                                -  консультирование

 методической    темой  ОУ.                                - стажировка

                                                                                   - наставничество

                                                                                   - самообразование

                                                                                 -  работа над личной    творческой темой.   

                                                                                

^

              Помощь учителю в повышении теоретического уровня;

              Овладение новыми, более современными методами и приемами обучения и воспитания детей, опытом работы лучших учителей;

              Систематическое знакомство с достижениями науки, с педагогической и научно- популярной литературой.

На данный момент в школе работают пять методических объединений:

- физико – математического цикла;

- гуманитарного цикла;

- начальных классов;

- естественного цикла;

- классных руководителей.

Темы работы ШМО тесно связаны с методической темой школы. Планы работы методических объединений составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, результатов контрольных срезов, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данного предмета.

Самообразование

Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа - важнейшее звено системы  непрерывного образования педагогического коллектива школы. Самообразование есть неотъемлемое личное профессиональное право педагога, и планировать процесс личного развития педагога – это нонсенс, но создание условий, организация самообразования, использование личных достижений педагогов в общих интересах - дело необходимое и важное.

 В этом году каждый учитель определил методическую тему или  продолжил работу над выявленной ранее проблемой в осуществлении качественного обучения, оптимального развития каждого ученика, сохранения и формирования потребности к здоровому образу жизни.  Во внутришкольный контроль включена проверка работы  педагогических кадров по внедрению темы самообразования в урок. На заседаниях педагогического и методического советов, методических объединений мы проводим обмен опытом по вопросам самообразования педагогов, заслушиваем отчеты учителей о работе над методической темой.

 

^

Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые уроки ничем не заменимы, и потому их значения в системе форм методической деятельности школы исключительно велико. У открытых уроков свое, особое предназначение: либо учителя идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; либо же их приглашают на открытый урок - эксперимент, когда новая методика, прием только создаются, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы ее решения, но конечный результат не очевиден (в этом случае экспертное мнение коллег совершенно необходимо). Так или иначе, но открытый урок означает не только открытие для всех гостей двери класса, но и показ нового, т.е. пусть хоть маленького, педагогического, но обязательно открытия.

 

 ^

Это не просто открытый урок, это показ мастером наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков и других видов педагогической деятельности с обязательным теоретическим обоснованием методики преподавания.

 «Школа молодого учителя»

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они, несмотря на свою неопытность, с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой учитель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с учениками и их родителями; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту профессионального поведения, страх и неудовлетворенность становятся привычным состоянием. Такой учитель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать. Для этого у нас в школе создана  «Школа молодого учителя»,  целью      которой является  адаптация  молодого учителя в коллективе.

^

        удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать  им  помощь в преодолении различных затруднений;

        способствовать формированию индивидуального стиля творческой  деятельности педагога;

        помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательном процессе.

           В школу привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от одного года до пяти лет. Занятия  «Школы молодого учителя»  проводятся один раз в месяц согласно плану. Кроме того, за каждым молодым специалистом закреплен учитель-наставник. Систематическая работа в данном направлении ведется в предметных методических объединениях и творческих группах, поэтому основная  задача руководителей предметных МО,  руководителей творческих групп продумать  наставничество и обеспечить им поддержку и квалификационную помощь со стороны коллег-предметников.     

Одной из важных задач администрации школы является не просто поиск наилучших образцов педагогического опыта, но и сознательное выращивание педагогов, способных и желающих познать интерес и радость от поисковой, исследовательской работы. Поэтому, создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта выступает как одна из главных задач внутришкольного управления.

 

               ^

        Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер - классов;

        Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;

        Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий  перехода на  новые способы работы;

        Составление краткого описания предъявленного опыта;

        Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы;

        Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;

        Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.

 

^

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный психолого – педагогический климат;

- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- овладение современными методами обучения и воспитания;

- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;

- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;

- высокий уровень профессиональной деятельности педагогов;

- своевременное распространение передового педагогического  опыта;

- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

- качественно организованная система повышения квалификации педагогов.  

Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод о том, что главной особенностью организации структуры управления методической работой в условиях модернизации образования станет приобщение педагогов к управлению школой, что позволит реализовать творческие потребности каждого педагога.

            Р. Киплинг говорил: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.».

litcey.ru

Статья "Пути совершенствования методической работы в школе."

Пути совершенствования методической работы в школе

Баймуратова Зарема Маженовна

учитель химии и биологии в средней школе имени Умбеталы Карибаева (учитель первого уровня)

В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

Потребность нашего времени — освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов, поэтому одной из основных задач методиста является создание условий для профессионального роста педагога.

Таким образом, целью моей деятельности как методиста является совершенствование содержания посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов, создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

Приоритетным направлением в моей методической работе является побуждение педагогов к изучению новой информации, опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.

Научно – методическая работа в учебном году проводилась в соответствии: с комплексным планом работы школы, составленный на основе анализа работы за 2014-2015 учебный год, с учётом выводов и рекомендаций на новый учебный год. Изучив стартовую позицию школы, с применением исследовательских методов (анкетирование учителей, учеников, родителей, интервьюирование, беседа, наблюдение): была определена цель развития моей школы. Накопив информацию, объективно проанализировав сильные и слабые стороны на основе фактических данных. А также в системе преподавания нашей школы, удалось сделать правильные выводы о методах и путях для их правильного устранения и уменьшения их влияния на процесс образования в нашей школе. Процесс внедрения преобразований в школе, основывается на план развития школы, в котором сформулирована цель. Для этого был составлен план развития школы, план учителя лидера. Цель преобразований в школе гласит: «Внедрение в практику обучения и преподавания новых подходов через создание коллаборативной среды».

Ожидаемым результатом является, учителя знают цели и задачи Программы, учителя создают коллаборативную среду на уроках, применяют на уроках стратегии, урок начинается с создания благоприятной атмосферы, применяют типы бесед.

Эффективность методической работы в нашей школе во многом зависит от индивидуальной методической работы с педагогами. Для внесения каких-либо изменений в учебно-воспитательном процессе школы учителя должны обладать широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования.

Сетевое педагогическое сообщество — это открытая форма, объединяющая постоянно пополняющийся комплекс звеньев, способная к неограниченному расширению. Целью создания сетевого сообщества является необходимость расширять сетевое сообщество, распространяя опыт между учителями школы и за ее пределами.

Использование ресурсов сетевого сообщества позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры

Поэтому в школе из числа сертифицированных учителей 1,2,3, уровня создана, профессиональное сетевое сообщество. Это команда развития «Даму», главным принципом которой, является пополнения теоретических знаний педагогов позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности. Это семинары, коучинги, семинары-практикумы и круглые столы, подхода « Lesson Study», исследование в действии серии уроков, мастер классы. [Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.2012г] К каждому коучингу и семинару, учителя команды развития разрабатываю методические рекомендации, памятки по теме, которые хранятся у педагогов и могут использоваться при подготовке к занятиям, разработке уроков и мероприятий. Например, коучинги на тему: «Эффективность групповой работы в процессе обучения», «Приемы критического мышления на уроке», «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся через использование стратегии критического мышления», учителям раздаются памятки о типах и этапах занятий и различные раздаточные материалы по стратегиям критического мышления.

Наблюдая за процессом внедрения, хотелось бы определить влияние происходящих преобразований на деятельность каждого учителя из сетевого сообщества, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения. Преобразования были нацелены на ожидаемые результаты, повышение уровня мотивации учащихся в познавательной деятельности. Наблюдая за деятельностью каждого учителя сравнивая и сопоставляя приемы и методы их работы, получаешь богатый материал о педагогическом воздействии определенной группы учителей на учащихся данного класса. Видны так же и отдельные недоработки каждого. Пользуясь методом сравнения, ясно видишь, в чем помочь одному учителю, что потребовать от другого, какие сильные стороны третьего следует развить и сделать достоянием всего коллектива, в чем именно следует добиться единства действий учителей, работающих в данном классе.

Учителя нашей школы имеют возможность реализовывать свои профессиональные навыки, воплощать в жизнь собственные идеи, или идеи, обретенные на коучингах, семинарах – практикумах проводимые командой развития в школе.

Учителя располагают возможностью совместной разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами. Данные результаты анкетирования показали, что возможности совместной разработки, реализации, управления и планирования учебной среды в школе ограничены должностными обязанностями преподавателей, которые предписывают им определённые полномочия и обязанности по реализации и планированию учебной среды.

Особое внимание уделяется планированию групповых форм работы и создание коллаборативной среды. Также при планировании использовали информационные средства, что значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех видах деятельности.

Большую роль в достижении целей сыграл процесс коучинга и менторинга.

Ключевая роль ментора – профессиональное совершенствование преподавателя. После проведения менторинга подопечные стали понимать значение внедрения новых подходов в процесс преподавания, стали задавать наводящие вопросы, могли намечать достижимые цели.[ «Руководство для учителя» 2012г второе издание]

Следующим методом было анализирование рефлексивных отчетов.

Учителя в своих рефлексивных отчетах отметили, что групповая работа дает каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается закомплексованность, а у лидеров искажается становление характера, дает возможность утвердиться в себе;

Были отмечены и трудности, с которыми они встретились с внедрением групповых форм работы. Это временные рамки, здесь необходимо время и опыт, терпение и изобретательность учителя. Также учителя отмечали, что очень много времени уходит на разработку урока, что мало информационных средств обучения.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведение урока, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков уч-ся, повышение мотивации к обучению, ознакомление учителей с новой методической и педагогической литературы. При планировании методической работы пед.коллектив школы стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решить проблемы и задачи, стоящие перед школой. Школа работает в оптимальном режиме об этом свидетельствует положительная динамика использования современных образовательных технологий; использование информационно - коммуникационных технологий; внедрение – образовательного процесса. А именно по инновационным технологиям: подготовленных в теоретическом и методическом отношении.

Особое место в моей методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству. О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного педагога и всего коллектива свидетельствует и рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий. Таких как: ролевые и деловые игры, методика эмоционально-творческого развития, интеграция. Например, интеграция самопознания с предметами. Рост методической культуры педагога выражается и в проведении различных мастер-классов для педагогов. Я как методист вместе с командой развития разрабатываю методические рекомендации, накапливаю практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, поделиться результатом своей работы и получить заслуженное одобрение. Результаты работы над единой методической темой оформляются в виде методических папок, которые пополняют информационный банк учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.

Кроме того, в методическом кабинете оформлен стенд «Методический вестник», на котором размещается сменная информация, востребованная среди педагогов, например «7 шагов качественному образованию», «Основные этапы учебного занятия», и др. Подводя итоги работы хочу сказать, что практически все учителя работали творчески, с большой отдачей, понимая ответственность перед учащимися и обществом. Хочу закончить словами К.Д.Ушинский «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». 

1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень, второе издание, 2012 год

2. Предкурсовые (продвинутый) уровень, второе издание, 2012 год

3.Внутришкольная документация

-Учебно- воспитательный план школы на 2012-13 год.

-План учебно-воспитательной работы на 2013-14 уч.год

4.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.

6. Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.

infourok.ru

Организация методической работы в школе

Инновационные подходы к планированию

методической работы.

Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей.

Зам. директора по УВР

МБОУ «Кольцовская средняя школа»

Фадеева Марина Виталиевна

03.05.17

Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы.

Проблем много и решать их нам – участникам учебно-воспитательного процесса.

03.05.17

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

03.05.17

Главное

в методической работе

– оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива и создание условий для профессионального роста педагогов.

03.05.17

03.05.17

Диагностический этап

Анализ:

Выявление проблемы и обоснование её актуальности

Итог

Методическая проблема школы:

Повышение профессионального мастерства педагогических кадров путем овладения ими современными образовательными технологиями в условиях поликультурной среды.

03.05.17

Цель методической работы

Оказание действенной помощи учителям и классным руководителям:

03.05.17

Основные задачи методической работы

03.05.17

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

03.05.17

При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Мы используем:

03.05.17

Функциональная модель методической работы школы

Директор

Педсовет

Медицинская

служба

Методический

совет

Зам.дир.

по УВР

Психологическая

служба

Библиотечная

служба

Зам.дир.

по ВР

Руководители МО

МО

нач. классов

МО

гуманит.

цикла

МО

физ-мат.

цикла

МО

худ-эстет.

цикла

МО

кл.рук.

МО

филолог.

цикла

МО

естест.

цикла

Школа ППО

Наставничество

Школа молодого учителя

АТТЕСТАЦИЯ

Олимпиады,

конкурсы

Предметные

недели

Внеурочная деятельность

Система повышения квалификации

Самообразование

К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся

03.05.17

Деловая игра

«Думать легко,

а превращать мысли в действия – самая трудная вещь на свете»

И.В.Гёте

Цель:

Задачи:

03.05.17

Упражнение №1

Организация работы над методической проблемой

Цель: Выявить и сформулировать проблему, которая позволит поставить обоснованные задачи и определить пути их достижения. 

Правило игры:

03.05.17

ПРОБЛЕМА

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

НАПРАВЛЕНИЯ

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

03.05.17

Вывод: Данное упражнение помогает учителям выбрать проблему МО, поставить цели, определить задачи, создать направление в дальнейшей деятельности МО.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия.

Формы методической работы определяются с учетом деятельного подхода в обучении, а также пожеланий педагогов, выявленных на основании анкетирования.

Метод.

совещания

Педагогич.

мониторинг

Курсовая

подготовка

Педсоветы

Школьное

МО

Аттестация

учителей,

наставничество

Метод.

дни

Деловые игры

Предметные

недели

Творческие

конкурсы

Круглые

столы

Семинары

практикумы

Проблемные

группы

методический

ринг

Школа

молодого

учителя

Творческие

отчеты МО

Упражнение №2 Выбор формы проведения мероприятия

Методическая  работа  может  иметь  различные  формы,   сгруппировать   ихможно следующим образом по способу организации:

Правило

Из предложенных форм методической работы необходимо выбрать каждой группе соответственно по способу организации: групповые, коллективные, индивидуальные.

Время – 2 мин.

Спикеру озвучить выбранные формы работы.

Вывод:

Цель: Реализация наиболее эффективных форм методической работы

Правильный выбор форм работы помогает в решении проблемы школы.

Упражнение №3

Индивидуальная форма методической работы

СООТВЕТСТВИЕ цели методической работы к форме проведения

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний педагогов, развитию общей эрудиции.

Вывод: Данное упражнение помогает учителям выбирать нужную форму работы при поставленной цели.

03.05.17

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Становление стиля педагогической деятельности

Творческие группы

мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Проектировочные семинары

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

03.05.17

Групповая форма методической работы

Упражнение №4:

Активные формы деятельности

Цель: Повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

Правило: 1. Выбрать к предложенной теме активно важные формы деятельности. 2. Время – 2-3 мин. 3. Спикеру озвучить результаты работы по теме.

Вывод:

Предложенное упражнение повышает теоретический уровень профессиональной подготовки учителей.

Коллективная форма Упражнение №5 Мозговой штурм

Определение понятия термина

Цель: Развить практические навыки, творчество, выработку правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.

Правило

Подобрать набор ассоциаций к терминам и озвучить.

03.05.17

Как понимаете термин?

03.05.17

Вывод:

Итог проведения деловой игры:

Деловая игра с педагогическими кадрами

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд

В.А. Сухомлинский

03.05.17

Инновационные технологии

- наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Инновационные технологии — это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности .

Интерактивное обучение

— это специальная форма организации познавательной деятельности.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Профессионализмом

- является профессиональное мастерство, степень овладения человеком профессиональными навыками.

multiurok.ru

Совершенствование научно-методической работы как фактор повышения качества образования

Разделы: Администрирование школы

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории.

Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.

Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.

При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школе.

Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, нами были определены новые цели и разработана модель методической работы в школе.

Актуальность выбранного нами направления совершенствования научно-методической работы школе объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

Цель: организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Задачи:

- совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров условия школы;

- мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности;

- решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников;

- проведение оценки возможностей коллектива;

- совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;

- развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;

- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;

- моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений;

- совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;

- создание в учреждениях образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников;

- социальная защита педагогических работников и ресурсное обеспечение их профессиональной деятельности;

- повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.

Ожидаемые результаты:

- повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;

- положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;

- закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;

- создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.

Проблемы в организации методической работы и формировании системы повышения квалификации

  1. Многотемье самообразовательной деятельности, снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива.
  2. Преобладание в планах работы МО и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры.
  3. Отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей.

Принципы обновления научно-методической работы и формирования системы повышения квалификации педагогов:

  1. Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы.
  2. Единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе.
  3. Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами.
  4. Создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
  5. Личностная ориентация, гуманизация, гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования

Модель научно-методической работы школы

Основания для разработки модели:

1. Школа стремится реализовывать концепцию личностно-ориентированного образования, на основе которой организуется профильная дифференциация. Организация методической работы не противоречит базовым принципам: именно в процессе совершенствования своей деятельности учителя могут приобрести опыт личностно ориентированного профильного обучения. Необходима длительная и кропотливая работа с педагогическим коллективом в целом и с каждым учителем в отдельности. Содержание этой работы – это и формулирование ценностей, и передача накопленного в школе опыта работы, и коррекция поведенческих стилей учителей. Речь идет об образовательной среде для педагогов, организованной таким образом, чтобы создавать у её участников собственный опыт взаимодействия в новой образовательной среде. Фактически учителя оказываются в роли обучающихся, но именно опыт обучения позволяет создать желаемую среду для обучающихся.

2. Методическая работа школы в условиях внедрения профильного обучения отличается от традиционной, которая зачастую подразумевает информирование педагогов о новом содержании и методах работы с детьми. Акцент в нашей методической работе необходимо перенести на то, чтобы педагог формулировал профессиональные ценности, созвучные миссии и ценностям школы. Методическая работа в школе - это не только приобретение новых знаний и решение частнометодических задач, возникающих в ходе преподавания, но и включение в процедуры обобществления ценностей, принятия педагогических ценностей школы.

3. Попадая в ситуацию необходимости профессионального роста и личностных изменений, педагог сталкивается с требованием администрации, с одной стороны, скорректировать наработанные методы и формы работы по отношению к ценностям и задачам школы и перенимать опыт других педагогов, а с другой – создавать новые содержания, методы и формы своей работы, адекватные задачам школы. Методическая работа становиться средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста.

4. Методическая работа в школе разворачивается в основном в форме организации деятельности методических объединений и повышения квалификации на курсах и путём самообразования. Между тем такая ситуация не соответствует особенностям современного этапа модернизации образования. Мы осознали, что комплексное и коллективное обучение педагогов даст больше результатов, чем отдельное обучение педагогов. Мы решили развернуть такую модель работы с учителями, которая в мировой практике называется обучение педагогов внутри школы.

5. Преимущества обучения внутри коллектива как формы методической работы связаны с широким спектром проблем, которые возникают в ходе деятельности школы. Кроме того, обучение внутри школы подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться “по интересам” в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием.

Цели методической работы в школе

  1. Оказание действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов в условиях развития адаптивной профильной школы.
  2. Адаптация к новой системе методической работы и присвоением профессионально-педагогических ценностей адаптивной профильной школы.

Задачи методической работы:

  1. Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для работы в адаптивной профильной школе.
  2. Совершенствование методики, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических материалов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям психологии и педагогики.
  3. Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий.
  4. Развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии ценностями и задачами школы в ходе внедрения профильного обучения.
  5. Совершенствование учебных планов и программ.
  6. Отработка и обновление содержания учебных предметов.
  7. Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
  8. Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.

Содержание методической работы

Модели научно-методической службы

Вся научно-методическая работа ведется по трем направлениям повышения квалификации учителя - как предметника, методиста, воспитателя. Работа по повышению квалификации учителя-предметника проходит через школьные методические объединения учителей, постоянно действующие обучающие и практикоориентированные семинары, временные творческие группы и лаборатории. В школе созданы следующие методические объединения:

Деятельность МО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.

Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.

Первая группа педагогов Вторая группа педагогов Третья группа педагогов
Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована школы молодого учителя.

Формы научно-методической работы

Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:

Блок Формы
1 2
Поисковая работа и научные исследования педагогов Участие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание учебника, методического пособия, тематического сборника, статьи в журналах
Руководство поисковой работой обучающихся Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам
Разработка методической документации Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п. ), методик диагностики учащихся
Подготовка учебных аудио- и видеозаписей Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий
Повышение квалификации учителей Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте

Процедуры методической работы

Обсуждение деятельности педагогов, работа с литературой, индивидуальные неформальное консультирование, тренинговые процедуры, участие в анкетировании и опросах, интерпретация педагогических и профессиональных феноменов, анализов опросов и анкетирования, посещения занятий с последующим обсуждением.

Распределение функций управления научно-методической работой в школе

Функции управления научно-методической работой Органы, ответственные за выполнение функций
Определение стратегических направлений научно-методической работы Педагогический совет, директор
Назначение ответственных за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей Директор
Разработка прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности школы Директор, заместитель директора по научно-методической работе
Заключение договоров об обучении педагогов Директор
Планирование расходов на обучение педагогических кадров Директор
Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы в школе Директор (по представлению методического совета)
Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы Методический совет, заместитель директора по научно-методической работе
Руководство процессом обучения учителей Заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений учителей
Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников Заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений учителей
Оценка эффективности действующей в школе системы научно-методической работы на основе анализа, представленного заместителем директора школы Директор, методический совет

Отчетность

Мероприятия, которые могут быть отнесены к методической работе, оформляются следующим образом:

Стимулы профессионального развития учителей

Ниже приводится перечень стимулов, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.

Мотивы к труду Вознаграждения
Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности Открытие собственного мастер-класса для учителей района или города Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс. Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе
Мотив личного развития, приобретения новой информации Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время.
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе.
Потребность в причастности к делам коллектива Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы
Мотив стабильности, защищенности Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе
Мотив состязательности Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства.

Комплексные программы в системе методической работы

Наряду с текущей, стихийной, тактической методической работой, которая осуществляется по плану и вне плана, основной задачей администрации и всего педагогического коллектива является разработка и реализация крупных научно-исследовательских проектов и программ, которые могут сыграть важную роль в жизни школы.

Программы и проекты разрабатываются по различным направлениям и областям:

Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта

Формы повышения профессионального мастерства учителя

Критерии оценки результатов методической работы в школе

Критерии успешности образовательного процесса в школе

Сегодня в школе проводится работа по внедрению программы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала. Созданы межпредметные и предметные научно-методические объединения, временные творческие группы, лаборатории педагогической инноватики. Все это позволяет говорить с уверенностью, что педагогический коллектив школы успешно решает вопросы повышения качества образования в условиях создания модели адаптивной профильной школы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Пути совершенствования методической работы в школе

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель – это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы.

Л.Н. Толстой говорил, что, если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель. Совершенство учителя еще проявляется в его педагогическом мастерстве, а именно в комплексе свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, а так же в профессиональном умении оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направлять их на развитие и совершенствование личности.

Современная концепция педагогического образования предполагает создание условий для развития творческих способностей специалистов, благодаря чему, можно достичь глубоко научной профессионально-педагогической подготовке.

Сухомлинский считал, что учитель – это творец детского счастья, детских радостей. Учитель должен обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, так как без этих качеств труд педагога превращается в муку.

На протяжении своего трудового пути педагог не только обучает и воспитывает детей, но и сам учиться, развивается, совершенствуется…  А современное состояние системы образования  требует развитие педагогической компетентности как будущих специалистов в сфере образования, так и тех, кто уже осуществляет профессиональную деятельность в этой области. Большую роль в этом играет методическая работа, проводимая в школе.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  1. изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  2. изучение новых педагогических технологий;
  3. изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  4. диагностику профессиональных запросов учителей;
  5. подготовку учителей к аттестации, курсовую переподготовку;
  1. подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  2. организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  3. мониторинг учебных достижений;
  4. работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  5. внеклассную работу по предметам;
  6. изучение передового опыта коллег.

При планировании методической работы нужно стремиться отбирать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. В нашей школе используются следующие формы методической работы:

  1. тематические ПС;
  2. совещания при директоре;
  3. ШМО;
  4. Работа учителей по самообразованию;
  5. Посещение открытых уроков и их обсуждение;
  6. Работа временных инициативных групп по подготовке к ПС, МО и семинарам;
  7. Творческие отчеты учителей.

К сожалению, некоторые формы методической работы именно в нашей школе либо мало используются, либо не задействованы вообще. А именно:

  1. Круглые столы;
  2. Деловые игры;
  3. Предметные недели;
  4. Методические дни по единой теме;
  5. Наставничество;
  6. Научно-методические конференции учителей школы передового опыта;
  7. Преемственность: учителя начальных классов, учителя групп предшкольной подготовки, воспитатели ДОУ;
  8. Объединение МО как внутри коллектива, так и с другими школами по единой теме.

Таким образом, можно предложить такой путь совершенствования методической работы в школе: провести мониторинг, анкетирование, диагностику среди педагогов с целью выявления трудностей, затем создать проблемные группы по работе над создавшимися проблемами.

Хотелось бы закончить свое выступление народной мудростью:

«Пока живешь – обучайся, не жди, когда старость принесет тебе мудрость »

nsportal.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта