Современная концепция оптимизации работы лечебных учреждений. Оптимизация медицины


Здравоохранение: по принципу «оптимизации»

Нина  Мозер ─ эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Несмотря на здравый смысл и надежду, здравоохранение попало под «бюджетные ножницы». Фактически его вывели из приоритетных стратегических направлений. Медики говорят: «преступление». И они правы, но «оптимизация» — вопрос решённый, судя по заявлению Дмитрия Медведева: центр не устраняется от ответственности, но оптимизация, мол, нужное дело.

Злободневные вопросы, которые сегодня стоят перед российским здравоохранением, будут решаться по принципу «оптимизации». Это значит, что закрытие больниц и стационаров, сокращение зарплат и медицинского персонала, одним словом, все те требования, которые озвучивались медиками на протестных митингах и акциях, прокатившихся волной в прошлом году по всей стране, будут аннулированы. Очевидно, что сегодня реальная жизнь требует увеличения государственного финансирования здравоохранения и концентрации на решении фундаментальных проблем отрасли. Но этого не происходит. Медики пытаются достучаться до власти, но их не слышат, а когда удаётся продвинуть нужные проекты, то их быстро сворачивают обратно. Несколько лет назад на этот счёт высказался Леонид Рошаль — доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира».

Что сказал Леонид Рошаль. «Был такой национальный проект «Здоровье», со всеми недостатками,  но он был, так как деньги выделялись и люди работали: удалось немного поднять зарплаты, сохранить первичное звено, — сказал Рошаль. — Тогда удалось сохранить хотя бы то, что было. Но спустя три года все хорошие идеи закопали в землю и стали требовать — «сократить», указывая на колоссальный дефицит бюджета, и соответствовать процессу оптимизации». 

При этом критика от Рошаля была грубо воспринята «наверху». В 2011 году  сотрудники Минздравсоцразвития России обратились с коллективным письмом к Владимиру Путину (тогда был премьер-министром) и попросили оградить их от критики Леонида Рошаля.  Письмо было ответом на критическое выступление Рошаля на I Всероссийском медицинском форуме (смотреть тут), в котором он резко раскритиковал реформы здравоохранения (ведомство тогда возглавляла Татьяна Голикова). Ничего хорошего из этого не вышло. Во-первых, все понимали, что глупо обвинять в некомпетентных высказываниях человека, выступление которого в зале специалистов сопровождалось аплодисментами, который требовал увеличения финансирования стратегической отрасли и введения в неё грамотных управленцев от медицины. Да и реакция Путина также была понятна. Во-вторых, после его выступления «гнетущее чувство пессимизма» и «горький осадок» остался только у авторов письма, взявших на себя смелость говорить за всё здравоохранение в стране. Более подробно читайте материал «Рычаги выживания в медицине».

В 2014 году Леонид Рошаль прокомментировал уже очевидное резкое снижение финансирования здравоохранения, особо обратив внимание на то, что разрушенную государственную систему здравоохранения сейчас просто рушат. «Вместо того чтобы наращивать долю здравоохранения, его дальше снижают. Здравоохранение может просто встать, если государство серьёзно не пересмотрит эту проблему. Это и социальные вопросы, и зарплата, и распределение выпускников после окончания мединститутов, обучавшихся там за государственный счет. Этим надо заниматься. И переломить финансовую ситуацию можно — на это, в целом, по сравнению со всем бюджетом, много денег не надо. Государство заинтересовано в том, чтобы очень бережно относиться к своим расходам, и я это хорошо понимаю. Но, когда поднимают руку на здравоохранение, — вот этого я никак не понимаю. Нужно дать здравоохранению хотя бы 5% от ВВП, используя нашу, еще не совсем разрушенную государственную систему здравоохранения, которую сейчас просто рушат».

Что сказал Дмитрий Медведев. В  2015 году стало ясно, что дальнейшего демонтажа системы здравоохранения не избежать. При этом весь этот процесс называется очень конструктивным мероприятием и особенно важным для регионов (о том, что большое количество регионов едва тянут свои бюджеты, в данном контексте не говорится). По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, реформы не могут происходить в пределах Садового кольца или в Белом доме, а должны «происходить на земле». 

Вся медицина (за исключением федеральных медицинских учреждений) сконцентрирована в регионах, где люди получают медицинские услуги. Каждый регион выбирает скорость и способ  преобразований. При этом федеральный центр не устраняется от ответственности, так как методические решения приняты на федеральном уровне. Этот момент подчеркнул премьер, отвечая на вопрос журналистов (в интервью пяти телеканалам), почему Правительство отдало важнейшую реформу — реформу системы здравоохранения — на откуп региональным властям.

Он также прокомментировал утверждение о том, что современная реформа системы здравоохранения — это сокращение расходов под видом реформы, которое приведёт к росту цен на медицинские услуги. По словам премьера, в результате оптимизации страна должна выйти на такое состояние медицины, когда медицинские услуги оказываются уже на другом уровне. «Для этого нужно современное медицинское оборудование, с одной стороны, а с другой стороны, квалифицированный персонал, который хочет работать. Ведь у нас (я ещё, помню, когда начинал заниматься этим национальным проектом) довольно перекошенное состояние с точки зрения специалистов-медиков. Очень трудно было найти терапевтов, и до сих пор эта проблема существует. Врачей общей практики мы до конца так и не создали как институт. Со специалистами тоже есть свои проблемы. То есть нам ещё нужно выровнять количество и специализацию медиков, которые трудятся в столичной медицине, и вот это задача как раз для московских властей», — пояснил он, подчеркнув, что существует и другая проблема. Речь идёт коечном фонде в больницах. По словам премьера, он используется неэффективно, так как на койки «тратятся огромные деньги, и в то же время они либо не используются, либо используются не по назначению, просто для того чтобы человек полежал, отдохнул». Указал на мировой опыт: люди в больнице очень долго не лежат, главное, чтобы была оказана качественная медицинская помощь, проведена операция. Поэтому реорганизация коечного фонда — одна из задач для системы здравоохранения.

Критика «оптимизации» от Счётной палаты РФ. Напомним, что Счётная палата РФ  ещё весной подвела неутешительные итоги плановых проверок 2013-2014 гг., признав то, что заявленные цели по программе реформы в системе здравоохранения  достигнуты не были. Так, в прошлом году количество врачей уменьшилось на 12,8 тыс. человек. При этом дефицит врачей в регионах оценивается в 55 тыс. человек. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек.

«Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка», — сообщается в докладе. Тяжёлая ситуация складывается в сельской местности, где в прошлом году было ликвидировано 659 фельдшерско-акушерских пунктов. На фоне всего этого платность медицинских услуг растёт. В прошлом году объём платных медицинских услуг вырос на четверть. Более подробно читайте материал «Демонтаж здравоохранения как долгосрочная антироссийская стратегия». Из материалов Счётной палаты следует, что сокращение больничных коек в стране (всего было сокращено 33 757 коек) сделало «коечный фонд несбалансированным и не соответствующим потребностям населения». Как следствие, это привело к тому, что больницы просто перестали брать больных на стационарное лечение. Кроме того, ещё два года назад Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отметила, что «основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование», выступив против огульного сокращения коек и перегибов на местах. 

Тогда процесс «оптимизации» назвали нецелесообразным, а сегодня в нём пытаются найти эффективность. И даже рациональное зерно. Он как тот «сверчок – невидимка»: «то вдруг застрекочет, то снова молчок». «Его не найдешь. Я так и не знаю, на что он похож».

Вернуться на главную

rusrand.ru

Оптимизация медицины вышла боком для больных / Экономика / Независимая газета

Вовремя оказаться в роддоме сможет далеко не каждая россиянка.Фото Zerkalo/ PhotoXPress.ru

Экономия на здравохранении и сокращение сети лечебных учреждений становятся серьезной социальной проблемой. В ряде городов уже прошли акции протеста против закрытия роддомов и медпунктов. Общую картину сворачивания медицины в регионах врачи обсудили с чиновниками на прошедшем в конце минувшей недели в Москве круглом столе. Оптимизация Минздравом так называемого коечного фонда обернулась тем, что содержание в малых населенных пунктах роддомов и больниц ради небольшого количества пациентов стало нерентабельным.

В круглом столе приняли участие президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, медики, представители Минздрава. «Начиная с декабря 2012 года в российских регионах отмечается волна социального недовольства, связанная с сокращением числа роддомов, мест в больницах, поликлиник под предлогом «экономической неэффективности, – такую информацию представили участники стола. – А вместе с ними сокращаются и ставки врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Только за прошлый год сменили сферу деятельности около 50 тысяч медицинских работников». Наиболее острая ситуация сложилась в Ярославской, Владимирской, Тверской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Астраханской, Ленинградской, Липецкой и других областях. Во многих городах уже прошли протесты жителей: «9 февраля одновременно в нескольких российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новосибирске, Омске, Ярославле, Ижевске – прошли митинги как врачей, так и граждан», – говорится в материалах, подготовленных участниками круглого стола и предоставленных «НГ». Выступления не были спонтанными, они были организованы общественными движениями.

Перечислим некоторые иллюстрации, которые тоже были предоставлены «НГ» участниками круглого стола: в деревне Итомля Тверской области закрывается единственная в радиусе 50 км больница; в селе Самарское Ростовской области закрылся роддом; во Владимирской области закрылось единственное в Коврове офтальмологическое отделение, сокращается штат персонала во всех больницах города и района; в Астрахани объявлено о закрытии хосписа, из него выселяют 20 стариков. «В Ижевске, – указано в материалах, – закрыли детский стационар, рассчитанный на 50 коек. 17 распределили по другим стационарам, 33 ликвидировали. В целом сейчас по городу и области дефицит врачей составляет около 50%. Нехватка врачей сказывается на качестве медицинской помощи». Еще одна иллюстрация: «На территории Волгоградской области также планируется произвести серьезное сокращение родильных домов. По некоторым данным, из 33 роддомов в сельских районах региона намерены оставить только восемь. Закрытие роддомов в сельских районах объясняется тем, что большинство сельских жительниц предпочитают рожать в городах, и поэтому содержание малозагруженных родильных стационаров становится излишне обременительным для региональной казны». То же самое происходит и в столице: за прошедший год в Москве закрылись роддом, детский глазной санаторий, инфекционный корпус городской больницы, «больница, лечившая половину «легочников» Москвы», урологическая больница.

Ранее «НГ» (19.02.13) уже писала о сложной ситуации в Ярославской области, в которой закрылся ряд родильных отделений. Роженицы были вынуждены отправляться в роддома за несколько десятков километров от их места жительства – в крупные города. Проблемы с дорогами и специальным автотранспортом оборачивались тем, что кто-то рожал в дороге. Но комиссия Минздрава пришла к выводу, что местные власти поступили правильно. «Состояние ликвидируемых родильных отделений не соответствовало требованиям Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи, в отдельных случаях не соблюдались элементарные санитарно-гигиенические нормы», – говорится на официальном сайте ведомства. Единственное, в чем провинились местные власти, – в неумении сформировать потоки пациентов, организовать транспортировку женщин в родильные отделения, провести разъяснительную работу. Парадокс, но Минздрав объясняет оптимизацию коечного фонда стремлением наладить доступ населения к качественной медицинской помощи, которая, видимо, есть только в крупных городах. Содержание больниц в малых населенных пунктах ради нескольких пациентов расценивается как нерентабельное, неэффективное. Чем вкладывать деньги в повышение качества медицины в этих небольших больницах, властям проще полностью их закрыть.

В Программе Минздрава по оказанию бесплатной медицинской помощи на 2013–2015 годы в качестве одного из критериев доступности качественной медицинской помощи указана «эффективность деятельности медицинских организаций», она определяется на основе «оценки выполнения функции врачебной деятельности, показателей рационального и целевого использования коечного фонда». Программа прописывает сокращение средних нормативов по койко-дням в расчете на одного жителя и одного застрахованного в системе обязательного медицинского страхования. На сайте Минздрава дается пояснение: «Сокращение объема стационарной медицинской помощи в субъекте возможно осуществлять за счет более эффективного использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации), сокращения средней длительности пребывания больного на койке в соответствии со стандартами медицинской помощи и увеличения оборота койки, а не за счет необоснованного сокращения коек». Но, как уточнили участники круглого стола, региональные программы модернизации здравоохранения подталкивают местных чиновников именно к сокращению коек. Количество коек должно соответствовать нормативам, количеству потенциальных пациентов. И когда в местной больнице ликвидируется чуть ли не весь коечный фонд – содержание полностью всего здания ради нескольких пациентов становится нерентабельным.

Леонид Рошаль высказался категорически против такого положения вещей, когда экономическая целесообразность становится главным аргументом в решении проблем в здравоохранении. Но он призвал не клеймить за допущенные ошибки действующее руководство ведомства, ведь во многом, как цитирует его слова агентство Regnum, «мы пожинаем сегодня плоды Зурабова и Голиковой». Представители Минздрава на круглом столе отделались лишь дежурными фразами. Замминистра здравоохранения Игорь Каграманян отметил, что «оптимизацию коечного фонда необходимо проводить без перегибов на местах». А директор департамента Минздрава Елена Байбарина добавила: «Есть роддома, где отсутствует канализация и горячая вода. Да, есть замечательные врачи, но они не могут, принимая роды дважды в месяц, отработать тот навык, который нужен акушеру. Я понимаю тех женщин, которые хотят, чтобы роддом был рядом. Но лучше проехать чуть дольше, чем приехать в роддом за пять минут и иметь риск неблагоприятного исхода при родах».

www.ng.ru

Нездоровая оптимизация :: Общество :: Газета РБК

Эксперты предсказали сокращение числа больниц до уровня 1913 года

Оптимизация здравоохранения привела к массовому закрытию больниц и падению качества медицинской помощи в России, утверждают эксперты. К 2021–2022 годам страна по количеству больниц может достигнуть уровня Российской империи

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

​Больницы Российской империи

В 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на основании данных Росстата (копия исследования ЦЭПРа есть в распоряжении РБК.) В своем докладе «Здравоохранение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии» специалисты отмечают, что, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (353 в год), к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании, напомнил РБК директор НИИ организации здравоохранения при департаменте здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов. Она заключалась в оптимизации расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. Авторы доклада объяснили, что взяли 15 лет как период, когда у власти был Владимир Путин, включая его премьерский срок. Кроме того, активное реформирование и оптимизация здравоохранения начались еще в 2003–2005 годах, что видно из статистики по количеству больниц и поликлиник.

Вслед за больницами за 15 лет сократилось и количество больничных коек — в среднем на 27,5%, до 1,2 млн, подсчитали в ЦЭПРе. В сельской местности сокращение мест заметнее — почти на 40%. Эти данные подтверждает директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. По его словам, только с 2013 года мест в больницах стало меньше на 100 тыс.

Количество больниц и коек уменьшается, соглашается Мелик-Гусейнов, но эти цифры нельзя увязывать с доступностью медицинской помощи и качеством лечения пациентов. Главный показатель — количество госпитализаций и оно растет, указывает он. Например, в Москве в 2016 году выписалось на 96 тыс. человек больше, чем в 2015 году. Это значит, что, хотя мест становится меньше, используются они эффективнее. Каждая койка должна быть загружена на ​85–90%, подчеркивает эксперт: если она простаивает, от нее необходимо избавиться. 

Маневр не в пользу поликлиник

Тенденцию к уменьшению количества больниц и коек можно было бы оправдать перераспределением ресурсов на уровень поликлиник, указывают в ЦЭПРе, но в России закрываются и они. Их число за период 2000–2015 годов сократилось на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений, а нагрузка возросла с 166 человек в день в 2000 году до 208. «Декларируемого маневра по переносу нагрузки и ресурсов с больниц на поликлиники так и не произошло — ситуация осложнилась в области как стационарного, так и амбулаторного лечения», — делают вывод авторы доклада.

В своем докладе ЦЭПР ссылается и на результаты проверки оптимизации здравоохранения Счетной палатой, по итогам которой эксперты пришли к выводу, что реформа привела к снижению доступности услуг. Как замечают в ЦЭПРе, за 2000–2015 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования — на 35,7%, заболевания системы кровообращения — на 82,5%. Доступность медицинской помощи в регионах эксперты проверили лично. Авторы доклада попробовали записаться к терапевту в небольшом российском городе, например в Рыбинске Ярославской области. Если бы они были настоящими пациентами, приема врача им пришлось бы ждать 21 день. Кроме того, указывают эксперты, в больницах нет ряда лекарств — анальгина, феназепама, аскорбиновой кислоты и т.д.

Нельзя ориентироваться на данные по заболеваемости населения как на показатели ухудшения состояния здравоохранения в России, уверен Мелик-Гусейнов. Он обращает внимание, что речь идет не о заболеваемости вообще, а о диагностировании. И тот факт, что выявляемость растет, — это хорошо.

Деньги на уровне фастфуда

​Отсутствие лекарств в больницах отражает другую проблему в российском здравоохранении — его недофинансированность, пишут эксперты. Правительство постоянно заявляет о росте расходов на здравоохранение, но с учетом инфляции они, наоборот, падают. ЦЭПР ссылается на анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Эксперты подсчитали, что реальные расходы в 2017 году снизятся на 6% в сопоставимых с 2015 годом ценах.

Обратили внимание авторы доклада и на оплату труда медперсонала. За час работы врач с учетом всех переработок получает 140 руб., а медработники среднего и младшего звена — 82 и 72 руб. ​соответственно. «Оплата труда врача в час сравнима, например, с часовой ставкой рядового сотрудника сети фастфуда «Макдоналдс» (около 138 руб.). Администратор кафе данной сети получает уже порядка 160 руб. в час, то есть больше квалифицированного врача с высшим образованием», — замечают в ЦЭПРе. По результатам опроса фонда «Здоровье», проведенного среди 7,5 тыс. врачей из 84 регионов России в феврале 2017 года, около половины медиков зарабатывают на одну ставку менее 20 тыс. руб. в месяц, рассказал РБК Гаврилов.

Тарифы ОМС не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи, указывают в ЦЭПРе. Например, базовый анализ крови стоит около 300 руб., тогда как по ОМС поликлиники получают за него в среднем 70–100 руб. Из-за этого растет объем платных услуг: так, с 2005 по 2014 год он увеличился с 109,8 млрд до 474,4 млрд руб.

Сама система страховой медицины неэффективна в России, резюмируют авторы доклада. С учетом протяженной и мало​населенной территории нельзя привязывать деньги к числу пациентов — это приводит к недофинансированию и «неизбежной деградации медицины в небольших городах и на селе». «Необходимо ставить вопрос о реформе страховой медицины с частичным возвращением к действовавшим ранее в СССР принципам формирования и финансирования медицинской сети», — делают вывод эксперты.

​РБК ожидает ответа от Министерства здравоохранения.

www.rbc.ru

Современная концепция оптимизации работы лечебных учреждений / Страна Врачей

Вопросы модернизации большинства лечебных учреждений Украины занимают одно из центральных мест в комплексе реформ, назревших в области здравоохранения. Оригинальный и нетрадиционный подход к решению этой задачи прозвучал на недавно прошедшей в Киеве конференции «Новые пути развития здравоохранения» в докладе Андреа Раффаседер – генерального директора австрийской компании «Фамед», начинающей свою деятельность в Украине. Ниже коротко приводятся озвученные докладчиком тезисы.

Оптимизация работы лечебных учреждений: чего хотят пациенты?

Бесспорным является тот факт, что в основе деятельности медицинского учреждения должны лежать два принципа: забота о пациенте и четкая ориентация на процесс предоставления высококачественных медицинских услуг. В этом плане первоочередными задачами становятся учет пожеланий «основных действующих лиц» лечебного процесса - то есть пациентов и врачей. Начнем с первых.

Проводя регулярные опросы пациентов на тему: «Как сделать пребывание в больнице максимально комфортным», специалисты «Фамед» определили несколько существенных моментов.

Во-первых, людям не нравится… само слово «больница», как не вызывающее никаких позитивных ассоциаций. Следовательно, пациенту будет комфортнее, если лечебное учреждение будет именоваться не больницей, а «центром здоровья» или чем-то подобным. Приемное отделение такого центра должно создавать ощущение надежности, безопасности и профессионализма, а сам процесс оформления в больницу должен, скорее, напоминать процесс поселения в гостиницу.

Во-вторых, было установлено, что формированию позитивного настроя пациентов способствует соответствующее оформление и освещение палат, а также наличие специальных помещений и зеленых зон для отдыха и общения. При создании уютных интерьеров может помочь теория о значении и воздействии цветов на психическое состояние человека. В «лежачих» отделения (реанимация, отделение родовспоможения) немаловажным моментом является оформление потолков – это помогает пациентам немного отвлечься. Такие, казалось бы, мелочи могут сделать пребывание в больнице не таким тяжелым в психологическом плане, и в конечном итоге – способствовать более скорому выздоровлению пациентов.

В-третьих, еще один важный для пациента психологический момент – это создание в больнице понятной навигации. Человек не должен чувствовать себя как в западне или в лабиринте!

Существуют разные способы решения этой проблемы – от создания подробной карты больницы, до размещения понятных указателей на полу (например, в детском отделении).

И, наконец, по мнению пациентов, в лечебном учреждении очень желательно предусмотреть возможность организации консультаций специалистов, которые не занимаются непосредственно лечением, но могут дать добрый совет на будущее.

Другими словами, пациентам бы хотелось, чтобы больница предлагала широкий спектр услуг, среди которых не лишними будут и завоевывающие все большую популярность альтернативные медицинские методики – аюрведа, гомеопатия, традиционная китайская медицина и так далее.

Оптимизация работы лечебных учреждений: чего не хватает врачам?

Опрос, проведенный специалистами «Фамед» среди медиков, также принес существенную информацию для размышлений. Так, большинство врачей считают, что пациентам стационара необходимы консультации специалистов разного профиля, независимо от специализации конкретного отделения.

Много интересных предложений было связано и с созданием оптимальных условий труда персонала. Не секрет, что в силу специфики своей работы, связанной с высоким эмоциональным напряжением, сотрудники больниц подвержены постоянным стрессам. Поэтому существует потребность в создании комнат для релаксации. Более того, сотрудники центра, находящиеся на дежурстве 12 и более часов, должны иметь возможность для полноценного отдыха и сна. В идеале, неплохо было бы подумать и о тренажерном зале для поддержания хорошей физической формы персонала.

В общем, современная больница, которая по праву может претендовать на звание Центра здоровья – это оптимально спланированный и четко ориентированный на процесс лечения комплекс, сочетающий высокий уровень технического оснащения с высоким уровнем комфорта, как для пациентов, так и для сотрудников. И сегодня, когда необходимость реформирования системы здравоохранения очевидна для всех, есть смысл инвестировать в строительство именно таких центров. Ведь капиталовложения в здравоохранение – это всерьез и надолго, поскольку людям, увы, свойственно болеть…

Модульная система лечебного учреждения как принцип оптимизации процессов и ресурсов

В то же время, ни для кого не секрет, что проблема финансирования сферы здравоохранения в современном обществе становится все более острой. А значит, добиваясь повышения качества медицинского обслуживания и благоустройства больниц, надо одновременно думать и о минимизации необходимых затрат.

Как показывает опыт компании «Фамед», успешно реализовавшей около 500 проектов в 50 странах мира, одним из путей решения проблемы реорганизации лечебных учреждений, позволяющий учесть пожелания как пациентов, так и врачей, может стать отказ от передаваемой из поколения в поколение структуры стационара и создание в современных больницах модульной системы.

Изменение традиционной структуры стационара предполагает постепенный отказ от формирования специализированных отделений, на смену которым приходят так называемые компетенц-центры, позволяющие более эффективно организовать лечебный процесс и использовать имеющиеся ресурсы. В структуре медицинского учреждения нового типа, работающего по модульной системе, будут предусмотрены общие отделения базовой диагностики и неотложной помощи, а также – междисциплинарные компетенц-центры, например, центр сердца, центр мозга, женский центр. Все эти центры могут использовать, например, общий операционный блок и общее отделение интенсивной терапии.

Кроме того, модульная система предполагает и изменение организации ухода за пациентами, обеспечивающее оптимальную загрузку персонала и оборудования. При такой системе пациенты, требующие ухода одинаковой сложности и интенсивности (а, следовательно, и различного уровня квалификации персонала), объединяются в стандартизированных модулях: легкий уход, регулярный уход, интегрированная терапия и интенсивная терапия.

По этому принципу уже успешно работают лечебные учреждения во многих странах мира. Специалисты «Фамед» рекомендуют подумать о внедрении их передового опыта и в Украине.

По материалам конференции «Новые пути развития здравоохранения»Дата проведения – 30.11.2010 г. Организатор – компания Фамед

medstrana.com

ЗдравоЗахоронение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии — I

Каждый день СМИ приносят новости о проблемах медицинской помощью населению. И это на фоне массовой ликвидации медицинских учреждений и постоянного сокращения медицинского персонала, незначительной реальной доли финансирования медицины в общем объеме экономики, постоянного повышения доли платных медицинских услуг при бесплатной системе здравоохранения в стране — следствий т.н. оптимизации здравохранения.

Так что это за реформы по-существу, а не по пропагандистским месседжам официоза? Представляем взвешенный экспертный доклад Центра экономических и политических реформ (ЦЕПР), дающий цельный взгляд на происходящие трансформации в медотрасли.

Одним из центральных процессов в российском здравоохранении в период с 2000 года по настоящий момент стала т.н. «оптимизация» — установление оптимальной структуры системы здравоохранения путем ликвидации и реорганизации неэффективных учреждений. «На бумаге» оптимизация ставит перед собой самые благие цели. Согласно официальным документам Правительства России, ее целью является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников [1].

Однако, если проанализировать статистические данные, становится ясно, что под прикрытием нейтрального термина «оптимизация» в нашей стране происходит массовая ликвидация и укрупнение медицинских учреждений, постоянное сокращение медицинского персонала.

При этом оптимизация — лишь один из серьезных вопросов, волнующих не только медиков, но и всех жителей России. Почему, несмотря на декларируемое повышение расходов на здравоохранение, реальная доля финансирования медицины в общем объеме экономики остается незначительной и практически не меняется? По какой причине в полном несоответствии с «майскими» указами врачи в основной массе продолжают зарабатывать меньше, чем средняя зарплата по региону? С чем связано постоянное повышение доли платных медицинских услуг при бесплатной системе здравоохранения в стране?

На эти и другие вопросы попытался ответить ЦЭПР, разобравшись, что в действительности происходит в отечественном здравоохранении, и почему оно так и не стало предметом гордости всех россиян.

I. КОЛИЧЕСТВО БОЛЬНИЦ — НА УРОВНЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

В XXI веке зафиксирована пугающая статистика по объему заболеваний в России — почти по всем классам заболеваний, представленным в данных Росстата, в период 2000—2015 гг. фиксируется существенный рост заболеваемости:

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000—2015 гг. [2]

Рост заболеваемости населения ставит вопрос о том, насколько эффективной является система здравоохранения в России, в какой мере она соответствует потребностям в оказании квалифицированной медицинской помощи гражданам РФ?

Ответ на эти и другие вопросы может дать анализ т.н. «оптимизации» — процесса реорганизации сети медицинских учреждений в период с 2000 года по настоящий момент. В первую очередь, целесообразно рассмотреть общие количественные показатели, дающие представление о совокупном масштабе оптимизационных процессов в медицинской отрасли РФ.

Согласно официальным данным Росстата, число больничных организаций в России с 2000 по 2015 год сократилось в два раза — с 10,7 до 5,4 тысяч организаций. При этом оптимизация и расширение действующих больниц не компенсировали существенное сокращение числа больничных коек за этот период — с 1671,6 до 1222 тысяч мест.

Показательным является сокращение числа коек на 10 тыс. населения с 115 до 83,4 мест, то есть на 27,5%:

Текущая обеспеченность больничными койками населения России соответствует показателю в РСФСР 1960 года [3]. По числу больниц современная Россия отстает от РСФСР 1932 года (5962 больниц [4]), фактически откатившись к показателям 90-летней давности.

При темпах сокращения больниц, установившихся в период с 2000 года (в среднем 353 учреждения в год), Россия может деградировать до показателей Российской Империи 1913 года уже через 5–6 лет (тогда на территории, соответствующей границам современной РФ, было порядка 3 тысяч больниц [5]).

Параллельно сокращению числа больниц в России наблюдается сокращение числа станций скорой помощи. В период с 2005 по 2015 год их число снизилось с 3276 до 2561 отделений, или на 21,8% [6]. Продолжает сокращаться медицинский персонал: численность врачей на 10 000 населения снизилась за десять лет с 48,6 до 45,9 человек, среднего медицинского персонала — с 107,7 до 105,8 человек.

Говоря о необходимости оптимизации, представители власти используют достаточно обширную аргументацию. Основная идея сводится к следующему: большое, «раздутое» количество неэффективных больниц и поликлиник хуже, чем ограниченное число современных, высокоэффективных медучреждений. При этом в качестве главного аргумента выступает отсылка к работе здравоохранения в странах Запада.

Например, сокращение числа больничных коек обосновывается низкой эффективностью их использования — большая часть пациентов не лечится в стационарах, а обследуется, многие подолгу ждут плановой операции, другие проходят реабилитацию. В то же время данные медицинские услуги можно получить амбулаторно, как это принято в развитых странах. Как указывает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, «в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, и лишь 30% — в стационарах. Освободив койки от тех больных, которые могут получить помощь амбулаторно, можно перераспределить их в реабилитацию и паллиативную помощь»[7]. Таким образом, из официальной позиции можно понять, что массовое сокращение коек подразумевает лишь перераспределение ресурсов на уровень поликлиник. Однако на практике наряду с больницами, в России продолжают массово ликвидироваться амбулатории и поликлиники.

Их число за первые 15 лет XXI века сократилось на 12,7% — с 21,3 до 18,6 тысяч учреждений [8]. В то же самое время нагрузка на них ощутимо выросла: если в 2000 году в смену в амбулаторно-поликлинические организации обращались порядка 3,5 млн. человек, то в 2015 году этот показатель приблизился к 3,9 млн. посетителей. В расчете на 10 тыс. населения число обращений выросло с 243,2 до 263,5 человек в смену, то есть на 8,4%.

На фоне сокращения числа амбулаторий и поликлиник рост числа обращающихся за медицинской помощью еще больше увеличивает нагрузку на остающиеся работать учреждения и их персонал. Так в расчете на одно учреждение среднее число обращающихся в одну амбулаторно-поликлиническую организацию в смену выросло в период с 2000 по 2015 гг. с 166 до 208 человек. Фактическая нагрузка на амбулатории и поликлиники выросла более чем на 25%.

Таким образом, декларируемого «маневра» по переносу нагрузки и ресурсов с больниц на поликлиники так и не произошло — ситуация осложнилась как в области стационарного, так и амбулаторного лечения. Немаловажно, что с 2012 года быстрое сокращение числа медучреждений и их персонала может быть отчасти вынужденной мерой. Существует гипотеза, что оптимизацию, во многом, «подстегивает» необходимость выполнения Указа Президента РФ №597 (относится к пакету т.н. «майских» указов), который требует увеличения средней зарплаты врачей к 2018 году до 200% от средней зарплаты по региону. В частности, в 2017 году указанные соотношения должны составить: по врачам — 180%, среднему медицинскому персоналу — 90%, младшему медицинскому персоналу — 80%.

На это напрямую указывают специальные соглашения между Минздравом России и регионами, в которых сформулирована задача, решаемая оптимизацией: привлечение средств, получаемых за счет реорганизации медицинских организаций для повышения заработной платы медработников [9]. Как комментирует один из экспертов [10], «все просто: было четыре врача с зарплатой по 15 тысяч, стало два врача с зарплатой по 30 тысяч, задание выполнено».

Однако очевидно, что в условиях увеличения реальных расходов на здравоохранение государству не нужно было бы изыскивать источники повышения зарплат за счет сокращения ставок. Необходимость «обмена ставок на оклады» может возникнуть лишь при отсутствии роста затрат на здравоохранение, либо при их падении.

В этой связи целесообразно кратко рассмотреть ситуацию c финансированием здравоохранения в России в последние годы.

II. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: РОСТ ЛИШЬ В НОМИНАЛЬНЫХ ЦИФРАХ

Структура расходов на здравоохранение в России, включающая в себя два уровня бюджетного и внебюджетного финансирования, достаточно сложна. Общая сумма затрат складывается из расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Данные источники связаны между собой системой межбюджетных трансфертов.

Основным источником финансирования здравоохранения РФ являются средства, аккумулируемые в системе обязательного медицинского страхования, за ними следуют средства региональных бюджетов. Наименьший вклад обеспечивает федеральный бюджет.

Так консолидированный бюджет, предусмотренный на здравоохранение в 2017 году, составит 3 трлн. 035,4 млрд. рублей. При этом расходы бюджета ОМС составят 1 триллион 735 млрд. рублей, расходы федерального бюджета — 380,6 млрд. рублей, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации — 919,8 млрд. рублей [11].

На данный момент, бюджет ФОМС обеспечивает около 80% от всего финансирования медицинской помощи в России и 57% финансирования всего здравоохранения, включая подготовку специалистов, медицинскую науку, строительство новых объектов и др. [12]. Доля ФОМС в общем объеме расходов на здравоохранение растет с момента создания фонда, так в 2006 году лишь 42% от консолидированного бюджета здравоохранения возводилось в ОМС [13]. Фактически весь объем доходов ФОМС составляют взносы на обязательное медицинское страхование (98,4% в 2017 году). Порядка 60–70% доходов ФОМС составляют обязательные взносы работающих граждан, оставшуюся долю за неработающее население вносят бюджеты субъектов РФ (перечисления в систему ОМС являются основной статьей расхода на здравоохранение региональных бюджетов). Таким образом, по подсчетам ЦЭПР, взносы работающих граждан РФ обеспечивают не менее половины от всего финансирования медицинской помощи в РФ.

Органы власти в России заявляют о постоянном росте расходов на здравоохранение в т.н. «путинскую» эпоху. Так по данным Минздрава, за десятилетие с 2006 по 2016 год консолидированный бюджет на здравоохранение в РФ увеличился в 4,2 раза — с 690 млрд. руб. до 2866 млрд. руб. соответственно. Однако в расчет берутся абсолютные значения, без учета инфляционных явлений. Согласно официальным данным об уровне инфляции, рубль с 2006 года по 2016 год обесценился в 2,6 раза [14]. Таким образом, рост в сопоставимых ценах составил не более 60%. Однако и эти данные не отражают реальной доли расходов на здравоохранения в экономике России.

Репрезентативным показателем, характеризующим характер финансирования здравоохранения в государстве, является доля расходов на здравоохранение от ВВП страны. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, данный показатель должен составлять не менее 6%. За первые шесть лет «путинской» эпохи, характеризующихся резким ростом цен на энергоносители относительно уровня 90-х годов, доля расходов на здравоохранение от ВВП выросла с 2,1% в 2000 году до 3,7% в 2005 году:

Данный показатель достиг своего пика в особенно благополучный с точки зрения экономической конъюнктуры 2007 год (4,2% от ВВП), в дальнейшем вернувшись к значениям середины 2000-х годов [15].

В настоящее время доля расходов на здравоохранение от ВВП в России находится на уровне 2006 года — 3,6% (что несколько ниже среднего показателя за период 2005—2017 гг., достигающего 3,7%).

Таким образом, за последние десять лет Россия не сумела увеличить расходы на здравоохранение относительно объема национальной экономики и приблизиться к рекомендуемому показателю ВОЗ — 6%.

В большинстве развитых стран мира расходы на здравоохранение составляют более весомую долю от ВВП:

Государственные расходы на здравоохранение по странам мира (в процентах к ВВП)[16]

Эксперты также отмечают замедление индексации расходов на здравоохранение в последние несколько лет относительно 2000-х и начала 2010-х годов. Так по подсчету специалистов НИУ ВШЭ, в 2016 году в неизменных ценах консолидированные расходы на здравоохранение сократились по сравнению с 2012 годом на 20% [17].

Анализируя бюджет ФОМС, специалисты Высшей школы организации и управления здравоохранением указывают на то, что реальные планируемые расходы ФОМС (как основного источника финансирования здравоохранения в стране) в 2017 году снизятся на 6% в сопоставимых ценах по сравнению с показателями 2015 года. Аналогично снизятся в сопоставимых ценах подушевые расходы на реализацию Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (финансируется из средств ОМС)[18].

Простой подсчет показывает отставание роста расходов на здравоохранение даже от официальных показателей инфляции в РФ. Так консолидированный бюджет здравоохранения в 2016 году вырос в абсолютных цифрах на 4,3% к предыдущему году, в то время как за 2015 год рубль обесценился почти на 13%.

Но важно отметить еще один сущностный аспект:

Эксперты отмечают, что сам выбор для России страховой модели здравоохранения, когда основной объем средств консолидируется в системе ОМС, является сомнительным с точки зрения эффективности.

Ключевой инструмент эффективности страховой модели — конкуренция между лечебными учреждениями на масштабном, насыщенном и привлекательном для инвесторов рынке медицинских услуг. На нем много потребителей, которые выбирают лечебное учреждение, предоставляющее наиболее качественную и доступную медпомощь. Страховые посредники при этом выступают в качестве квалифицированных арбитров. Данная система достаточно успешно функционирует в целом ряде стран.

По данным исследования НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М.Сеченова [19], страны с высокой эффективностью страховой модели (Швейцария, Япония, Израиль, Германия, Кипр, Южная Корея и пр.) характеризуются четким комплексом параметров, которые важны для инвестиций в медицинскую инфраструктуру и появления рыночной конкуренции между лечебными учреждениями. Основные из них: высокая плотность населения, небольшая и достаточно равномерно заселенная территория, эффективная транспортная система с хорошими дорогами, развитая сеть городов, расположенных относительно близко друг к другу. Очевидно, что Россия не соответствует ни одному из этих критериев.

В условиях России (низкая плотность населения, неравномерность заселения территории, неразвитая сеть дорог, огромные расстояния и пр.) страховая модель (принцип «деньги следуют за больным») ведет к тому, что лечебным заведениям не хватает денег, связанных с обращаемостью. В первую очередь это касается учреждений в населенных пунктах, где мало людей, — небольших городах и в сельской местности. В результате хронического недофинансирования такие больницы и поликлиники теряют ставки врачей-специалистов, ликвидируются или объединяются с более крупными. Население, в свою очередь, ввиду деградации медицинской инфраструктуры, доступности и качества медпомощи, стремится к переезду в более крупные населенные пункты, что усиливает «вымирание» сельской местности и малых городов — образуется ситуация «замкнутого круга».

Отсутствие роста расходов на здравоохранение относительно ВВП по сравнению с показателем десятилетней давности, их падение, как минимум, последние три года в реальном выражении могло бы объяснить, почему госаппарат вынужден применять тактику увеличения зарплат медработникам в рамках исполнения «майских указов» за счет быстрого сокращения числа медучреждений и их персонала. Однако в реальности доля «оптимизированных» денег в общем объеме оплаты труда медработников незначительна.

Так по данным Минздрава России и органов исполнительной власти регионов, в 2014 г. для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд. рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций, что составило лишь 0,5% от общего фонда оплаты труда медицинских работников [20].

В период 2014—2018 гг. в ходе оптимизации планируется высвободить более 150 млрд. рублей. Но это составляет менее 1% ежегодного объема средств территориальных программ здравоохранения [21].

Таким образом, сокращение числа больниц и поликлиник, медицинского персонала дает незначительный объем «лишних» средств на повышение зарплат в медицине. Исходя из этого, необходимость повышения зарплат медработникам в рамках выполнения «майских» указов не может служить оправданием для интенсивной оптимизации системы здравоохранения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. No 2599-р О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

[2] Здесь и далее по данным Росстата.

[3] По данным ЦСУ СССР, http://istmat.info/node/10401

[4] Там же.

[5] По данным Статистического ежегодника Российской Империи (Издание ЦСК), http://istmat.info/node/21366

[6] Здесь и далее по данным Росстата.

[7] https://www.gazeta.ru/health/2013/12/23_a_5815029.shtml

[8] Здесь и далее по данным Росстата.

[9] См. Рекомендуемую форму Соглашения между Минздравом РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ об обеспечении обязательного достижения в 2014—2018 гг. целевых показателей (нормативов) оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, определенных планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

[10] Здесь и далее под экспертами понимаются работники медицинской сферы, опрошенные ЦЭПР в ходе проведения исследования.

[11] По данным Минздрава России, https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/11/01/3244-veronika-skvortsova-konsolidirovannyy-byudzhet-predusmotrennyy-na-zdravoohranenie-v-2017-godu-budet-uvelichen

[12] Там же.

[13] Здесь и далее: https://ria.ru/society/20160114/1359480677.html

[14] По данным Росстата.

[15] По данным Росстата.

[16] По данным Статистического сборника «Здравоохранение в России», 2015 г., издание Росстата.

[17] По данным Обозрения «Комментарии о государстве и бизнесе» Центра развития НИУ ВШЭ, https://dcenter.hse.ru/data/2015/11/14/1081466072/KGB_103.pdf

[18] http://www.vshouz.ru/news/67.html? SSr=430133a2b311ffffffff27c__07e00c030b2b10-642

[19] https://www.gazeta.ru/health/2013/10/15_a_5704585.shtml

[20] http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297

[21] Там же.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Здравоохранение как диагноз

Здравоохранение России: мифы, реальность, решения

Что происходит с российской медициной. Часть 1. Взгляд снаружи

Что происходит с российской медициной. Часть 2. Взгляд изнутри

Что происходит с российской медициной. Часть 3. Что делать?

Вернуться на главную

rusrand.ru

Спасти и сохранить. Итоги «оптимизации» в здравоохранении | Здоровая жизнь | Здоровье

Таковы плоды реформы здравоохранения, о которых не могли не сказать участники форума Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!», состоявшегося 6–7 сентября.

Обратная связь чрезвычайно важна, отметил Президент России Владимир Путин. Именно с обратной связью у реформы здравоохранения большие проблемы.

Дорога, которой нет

В Ярославской области закрыто семь сельских родильных домов. Против этого выступили абсолютное большинство жителей, включая местных депутатов. Мнение большинства услышано не было. Акушеры-гинекологи оказались на улице и вынуждены работать где придётся, вплоть до аптек. Домашние роды набирают вынужденную популярность. Как и хорошо забытая профессия — бабка-повитуха...

Юная жительница Подмосковья попала в автомобильную аварию и оказалась в коме. Чтобы спасти жизнь девочки, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков обратился к министру здравоохранения Веронике Скворцовой. После беседы министр передала вопрос своему заместителю... Обратной связи опять не получилось. Родители пострадавшей распродавали всё что могли и занимали деньги у знакомых: сутки лечения стоили 19 тысяч рублей. Депутат без всякой помощи «сверху» нашёл выход. По обращению Лысакова пациентку перевезли в медицинское учреждение, принадлежащее МЧС.

После года лечения девочка стала наконец узнавать близких. До выздоровления ещё долго. Примерно как... до ближайшей больницы в некоторых уголках Якутии. 630 километров по дороге, которой нет.

Лечение — как роскошь

Самой острой проблемой здравоохранения и доктора, и пациенты признали цены на лекарства. Даже нехватка врачей оказалась на втором месте. Платность медицины — на третьем. Как медикаменты стали роскошью для граждан, объяснил заместитель генерального директора STADA CIS Иван Глушков: «Наша система регулирования цен построена так, что для оптовиков крайне невыгодно торговать дешёвыми препаратами. При этом в России — гигантский перечень лекарств, доступных без рецепта. Необходимо создать механизм, который стимулировал бы пациента идти к врачу и получать рецепт. Не надо изобретать велосипед: этот механизм — система возмещения, система соплатежей». К которой, как правило, прилагается референтное ценообразование — когда значение имеет не дороговизна лекарств, а их количество.

Лекарственная помощь обязана быть частью помощи медицинской. В противном случае право на жизнь зависит от кошелька. Об этой простой истине законодателю постоянно напоминают и Лига защитников пациентов, и представители фармацевтической промышленности. Но пилотный проект программы возмещения вновь откладывается.

Президент обратил внимание на другой компонент цены лекарства — фармацевтическую субстанцию. Чаще всего зарубежную. И потому зависящую от курса доллара и евро. «Нужно стремиться к тому, чтобы на территории Российской Федерации субстанции производили, — заметил Владимир Путин. — Нужно вкладывать деньги в развитие собственной, национальной, фармацевтической промышленности».

Действительно, большая часть себестоимости фармпрепарата приходится на сырьё. Опыт изготовления которого в нашей стране имеется. Главное, чтобы финансы не оказались «оптимизированными». Из-за сокращения врачей и закрытия больниц слово «оптимизация» приобрело в русском языке статус ругательного.

«Оптимизацию» — под запрет?!

«Необходимо наложить мораторий на ту оптимизацию, которая сегодня имеет место, — убеждён сопредседатель регионального штаба ОНФ в Забайкальском крае, заслуженный врач РФ Николай Говорин. — Снижать финансирование в реальном выражении сегодня нельзя». Идея запретить оптимизацию, сводящуюся к ликвидации лечебных учреждений и увольнению медицинских работников, на форуме звучала не раз.

На 2015 год 62 региональные программы госгарантий (те самые, в рамках которых бесплатно лечат пациентов) имеют дефицит. Нехватку средств пытаются «лечить» оптимизацией. Больные однако же не лечатся. Скорее наоборот: в 13 регионах зафиксирован рост умерших на дому. Чаще погибать стали и пациенты стационаров. Несмотря на то, что госпитализировать пациентов стали реже.

Быть может, больницы переполнены пожилыми пациентами? Вовсе нет. Однако в число погибших не может не вносить свой вклад... количество отказов в вызове «скорой». По отчету Счётной палаты, только с 2013 по 2014 год эта цифра увеличилась на 270 тысяч. Одновременно с ней выросли и показатели смертности: по данным Росстата, в 2013 году кривая впервые пошла вверх. С 2005‑го число погибших на тысячу человек неуклонно падало. Единственным исключением стал аномально жаркий 2010 год. В 2011–2012 годах люди умирали значительно реже.

"Почему врач работает на полторы ставки? Потому что на одну ставку есть нечего, а на две — есть некогда« — гласит старая медицинская шутка. Сегодня коэффициент совместительства среди наших докторов перевалил за 1,5. Как правило, отечественный врач трудится по 12–18 часов в сутки. А ведь он живой человек. И из-за перегрузок может в любой момент пополнить статистику, о которой говорилось выше.

Николай Говорин предупреждает: главная задача на сегодня — «спасти, сохранить и укрепить» кадровый потенциал медицины. Глядя на результаты «оптимизации», действительно хочется сказать: «Спаси и сохрани!».

Лариса Попович, директор Института экономики здраво­охранения:

— Любая реформа должна начинаться с серьёзного политического решения, определения, что является приоритетом в системе социальной помощи населению, какая группа населения является приоритетной, при каких условиях общество может позволить себе эти приоритетные категории и в каком объёме. Это не вопрос компетенции только Минздрава — это компетенция правительства, и в первую очередь президента. Задача Минздрава — получить ответы на эти вопросы и выстроить нормальную систему обеспечения государственных гарантий. Упрекнуть Минздрав можно только в том, что ведомство недостаточно остро ставит перед правительством эту задачу и недостаточно жёстко ставит вопрос необеспеченности программ государственных гарантий, когда обещания правительства не сопровождаются соответствующими денежными вложениями.

При этом стоит отметить: за последнее время Минздрав действительно добился заметных результатов. Впервые в истории в России к здравоохранению стали относиться не как к отрасли потребления, а как к производящей отрасли. Впервые в истории страны в здравоохранение направлены такие серьёзные денежные средства. Впервые Минздрав привлёк внимание к самому вопросу ценности здоровья, добился внимания общественности к этой проблеме, внедряет программы улучшения здорового образа жизни, экологического и санитарного благополучия. Вероника Игоревна реально меняет мотивацию населения к своему здоровью. Другое дело, что пока у неё не хватает механизмов и полномочий, а следовательно, отклик населения пока меньший, чем хотелось бы.

Предложение

Чтобы повысить эффективность госзакупок в медицине, нужно централизовать этот процесс, предложил на площадке по лекарственному и технологическому обеспечению медицины форума ОНФ «За качественную и доступную медицину» эксперт проекта Народного фронта «ЗА честные закупки» в Бурятии Евгений Малыгин.

Он обосновал свою инициативу тем, что сотрудники лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), не являясь экономистами, не имея опыта участия в аукционах и конкурсах и не обладая специальными знаниями о главных закупочных законах, нередко проводят закупки неэффективно.

«Нередко тендеры отменяются из-за технических ошибок, что приводит к несвоевременному обеспечению больных лекарствами и медтехникой, — пояснил Малыгин. — Из-за неверно сформированных техзаданий приобретается не то, что нужно больнице или поликлинике. Бывают и случаи, когда закупка срывается банально по причине того, что составитель документации не знает предмет закупки и подходит к процессу её создания формально».

По его словам, проблемой при государственных закупках лекарственных препаратов остаётся также их дробление на мелкие лоты, вследствие чего цена на лекарства практически неизбежно оказывается выше, чем могла бы быть при приобретении крупной партии.

«Поскольку закупки осуществляются неэффективно, то из-за этого теряются миллиарды рублей из государственного бюджета, а страдают в первую очередь граждане, которые в результате неэффективных закупок получают недостаточную медицинскую помощь, — заявил Малыгин. — Чтобы избежать таких ситуаций, мы предлагаем регионам осуществлять закупки централизованно».

Давид Мелик-Гусейнов, член Координационного Совета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности:

— Я думаю, первое, что произойдёт по итогам форума: общество выпустит пар, пар негатива, который сегодня копится. Все сказали то, что должны были сказать, это зафиксировано в листе проблем, который на генеральном уровне будет сегодня представлен президенту. А дальше начнётся работа, эту работу должен кто-то выполнить. Я не вижу проблем, чтобы работу эту поручить той же команде Скворцовой, другим ведомствам, которые принимали участие в работе форума. Вся проблема — в исполнении. Кто исполнять будет? Готова ли инфраструктура к этим предложениям?

Начнётся процесс работы над поручениями. Я думаю, их будет около пятисот. Это очень много, самое главное, чтобы они не ушли в песок, и Минздрав — это пожелание регулятору — доступно, транспарентно на каждую проблему отреагировал. Дал чёткие ответы. Вот спрашивают, допустим, нас, как обеспечиваются больные ВИЧ, на этот вопрос и нужно ответить. Не в целом, какова ситуация с ВИЧ в стране. Думаю, что сейчас в предвыборный период начинается процесс небольших успешных дел. Их нужно демонстрировать, о них нужно говорить. Только так мы ответим на запрос, который поступает к нам сегодня от общественности через Общероссийский народный фронт.

Справка Минздрава

В докладе ОНФ прозвучало, что из 185 поручений Президента Российской Федерации, направленных на сис­темные преобразования в сфере здравоохранения, к настоящему моменту сняты с контроля лишь 69.

Вместе с тем на сегодняшний день нет не исполненных Минздравом России поручений Президента Российской Федерации: по тем документам, которые не сняты с контроля, срок исполнения ещё не наступил. По многим из них контрольной датой является 2018 год. Оценка хода исполнения данных поручений в постоянном режиме ведётся Контрольным управлением Администрации Президента РФ.

www.aif.ru

ЗдравоЗахоронение или что стоит за оптимизацией медицины: burckina_new

Проводимая в России политика оптимизации медицинских учреждений привела к беспрецедентному сокращению количества больниц и поликлиник на территории страны. В период 2000-2015 гг. число российских больниц сократилось почти в два раза - с 10,7 до 5,4 тысяч. По их числу современная Россия отстает от РСФСР 1932 года, фактически откатившись к показателям 90-летней давности.

Число больничных коек на 10 000 населения сократилось за 15 лет с 115 до 83,4 мест, то есть на 27,5%, что власти оправдывают «низкой эффективностью их использования». Согласно позиции официальных лиц, массовое сокращение коек является частью стратегии, подразумевающей перераспределение ресурсов здравоохранения на уровень поликлиник.

Однако на практике наряду с больницами, в России продолжают массово ликвидироваться амбулатории и поликлиники. Их число за первые 15 лет XXI века сократилось на 12,7% - с 21,3 до 18,6 тысяч учреждений. В то же самое время нагрузка на них ощутимо выросла: в расчете на 10 000 населения число обращений выросло с 243,2 до 263,5 человек в смену, то есть на 8,4%.

Рост числа обращающихся за медицинской помощью еще больше увеличивает нагрузку на остающиеся работать учреждения и их персонал.

Так в расчете на одно учреждение среднее число обращающихся в амбулаторно-поликлинические организации в смену выросло в период с 2000 по 2015 гг. с 166 до 208 человек. Фактическая нагрузка на амбулатории и поликлиники выросла более чем на 25%.

Таким образом, декларируемого «маневра» по переносу нагрузки и ресурсов с больниц на поликлиники так и не произошло - ситуация осложнилась как в области стационарного, так и амбулаторного лечения.

Особенно чувствительно процессы оптимизации ударили по селу: с 2000 года по 2014 год количество больничных учреждений в сельской местности сократилось более чем в 4 раза. Число коек в больничных учреждениях также сокращалось в сельской местности интенсивнее, чем в городах - в селах с 2000 года количество коек уменьшилось примерно в 1,6 раза, в городах - в 1,3 раза.

Повсеместным является процесс сокращения специализированных коек на селе - гинекологических, пульмонологических, кардиологических и пр. В результате коечный фонд на селе в настоящее время представлен общетерапевтическими и общехирургическими койками. Полноценное лечение пациентов с тяжелыми патологиями в рамках госпитализации на койки общего профиля невозможно. На этом фоне объясним рост внутрибольничной смертности в России (3,5% в 2016 году к показателю 2015 года): основной процент летальности дают именно сельские больницы.

Резко отрицательно ход оптимизации здравоохранения оценивает Счетная палата РФ. Указывается, что какие-либо рекомендации, в части порядка проведения оптимизации, не были разработаны на федеральном уровне. Предварительное территориальное планирование, анализ сети медицинских организаций и их деятельности не проводились. Фактически официально признается, что оптимизация проводилась «наобум». Вместо повышения эффективности здравоохранения, оптимизация, в основном, ограничивается лишь сокращением числа медучреждений и медперсонала, что в итоге привело к снижению доступности услуг, росту на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных.Органы власти в России заявляют о постоянном росте расходов на здравоохранение. Так по данным Минздрава, за десятилетие с 2006 по 2016 год консолидированный бюджет на здравоохранение в РФ увеличился в абсолютных цифрах (без учета инфляции) в 4,2 раза - с 690 млрд. руб. до 2866 млрд. руб. соответственно.

Однако репрезентативным показателем, характеризующим характер финансирования здравоохранения в государстве, является доля расходов на здравоохранение от ВВП страны. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, данный показатель должен составлять не менее 6%. В настоящее время доля расходов на здравоохранение от ВВП в России находится на уровне 2006 года - 3,6%. По этому показателю Россия в 2 - 2,5 раза уступает западноевропейским странам. Таким образом, за последние десять лет Россия не сумела увеличить расходы на здравоохранение относительно объема национальной экономики.

Функционирующая в России страховая система здравоохранения, при которой основной объем расходов консолидируется в системе обязательного медицинского страхования, заведомо неэффективна в российских условиях. В рамках данной системы работает принцип, по которому деньги из ОМС следуют в лечебное учреждение «вслед за пациентом»: относительно обеспечены финансово лишь больницы и поликлиники с большим числом посетителей, расположенные в крупных населенных пунктах. Данная модель эффективна в компактных странах с равномерной заселенностью и хорошими дорогами.

В условиях огромной территории, неравномерного населения и плохой транспортной инфраструктуры страховая модель здравоохранения приводит к недофинансированию и неизбежной деградации медицины в небольших городах и на селе, которая в свою очередь провоцирует людей на миграцию в более крупные населенные пункты, где медобслуживание пока еще есть. Образуется «замкнутый круг»: недостаток людей приводит к ликвидации медучреждений, что приводит к еще большему «вымиранию» глубинки.

В этой связи необходимо ставить вопрос о реформе страховой медицины, с частичным возвращением к действовавшим ранее в СССР принципам формирования и финансирования медицинской сети.

При формально бесплатной медицине, в России постоянно растет доля платных медицинских услуг. Рост их объема связан с фактическим принуждением пациента к оплате обследования и лечения.

В первую очередь, на приобретение платных услуг пациента провоцирует нежелание или объективная невозможность затягивания диагностики и лечения на месяцы. Сроки ожидания приема или проведения анализов могут превышать нормативные в несколько раз. Так приема терапевтом, через которого пациент получает все дальнейшие направления к специалистам, можно ожидать несколько недель вместо положенных 24 часов. Огромные очереди вызваны недостаточной укомплектованностью штата медучреждений: реальной является ситуация, при которой в одной из поликлиник города с населением 200 тыс. человек единовременно работают лишь 4 терапевта из положенных по штату 14-ти.

Для поликлиник и больниц оказание платных услуг становится не «роскошью», но средством элементарного выживания: существующие ставки перечислений из системы ОМС за те или иные медицинские услуги зачастую существенно занижены относительно их реальной стоимости. Руководители ряда поликлиник указывают, что объем средств, перечисляемых из системы ОМС, едва превышает общий объем зарплатного фонда учреждения.

Типичной является ситуация, в которой в больнице наблюдается существенный дефицит лекарственных средств и оборудования, например, таких элементарных препаратов как анальгин, феназепам, аскорбиновая кислота и пр.

Множество вопросов у медиков вызывает оплата труда медперсонала. Согласно т.н. «майским указам», средняя зарплата врача в 2017 году должна достигнуть 180% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Таким образом, даже исходя из данных по размеру средней зарплаты за 2016 год, средняя зарплата врача этой осенью, например, в Ярославской области, должна составить 51 тыс. рублей.

При этом в центральной больнице г.Рыбинска Ярославской области врач высшей категории, работающий на одну ставку, получает около 18500 руб. в месяц (около 16000 руб. на руки после вычета НДФЛ). Медики вынуждены работать более чем на одну ставку, чтобы хотя бы отчасти приблизить свой доход к среднему по региону (27778 рублей в янв. 2017 г.).

Врач второй категории, работающий примерно на 1,5 ставки, вынужден работать полный рабочий день с понедельника по пятницу, кроме этого провести 5 дежурств по 17 часов в месяц. На дежурство врач остается после рабочего дня до 8 утра следующего дня, который он также проводит на работе. Таким образом, несколько раз в месяц реальная рабочая смена врача составляет порядка 33 часов (!) - существенно больше суток. За работу с таким графиком врач на данный момент получает 26790 рублей в месяц (23307 рублей после оплаты НДФЛ).

Медсестра 1 категории указанной больницы, работающая на одну ставку, получает около 10 тысяч рублей. Текущая зарплата одной из медсестер, работающей более чем на одну ставку, несколько выше - 13195 рублей (11480 рублей после оплаты НДФЛ).

Фактическая часовая ставка медработников с учетом недекларируемых переработок составляет чуть более 140 рублей для врачей, 82 рублей 30 копеек - для среднего медперсонала, 72 рубля - для младшего медперсонала. Оплата труда врача в час сравнима, например, с часовой ставкой рядового сотрудника сети фаст-фуда «Макдоналдс» (около 138 рублей). Администратор в кафе данной сети получает уже порядка 160 рублей в час, то есть больше квалифицированного врача с высшим образованием.

По оценке медиков, чтобы врачу зарабатывать обещанный «майским» указом доход, нужно работать на 3 ставки сутками напролет - буквально «умереть на рабочем месте».

В этих условиях, множество сотрудников государственных медучреждений вынуждены подрабатывать в сфере платной медицины - вести прием в платном отделении больниц, частных медицинских центрах.

Превращение формально нацеленной на повышение эффективности здравоохранения «оптимизации» в процесс массовой ликвидации медучреждений и сокращения медперсонала несет в себе риски критической деградации здравоохранения.

Сохранение текущих темпов ликвидации медицинских учреждений может привести к откату в ближайшие годы к инфраструктурным показателям времен царской России. При темпах сокращения больниц, установившихся в период с 2000 года, Россия рискует деградировать до показателей Российской Империи 1913 года уже через 5-6 лет.

Хроническая недофинансированность медицины в рамках заведомо неэффективной в российских условиях страховой модели здравоохранения, постоянное увеличение нагрузки на медиков неизбежно ведут к падению качества медицинских услуг.

Фасадный «майский» рост доходов медиков, не имеющий отношения к реальности, приводит к разочарованию медперсонала в профессии, массовому «бегству» специалистов в сферу платной медицины, в том числе в форме внешнего совместительства. Перегруженность больниц и поликлиник, затягивающиеся на недели и месяцы очереди, прогрессирующий дефицит оборудования и медикаментов вынуждают граждан прибегать к платным медицинским услугам, доля которых постоянно растет.

Без кардинального пересмотра модели здравоохранения, отказа от политики «бездумной» оптимизации российская медицина в обозримом будущем имеет все шансы стать «здравоЗахоронением», навсегда потеряв шанс приблизиться по качеству к стандартам развитых стран мира.

burckina-new.livejournal.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта