Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий. Оптимизация доу


детские сады в режиме выживания

В сфере образования продолжается начатый много лет назад процесс реформ. И если раньше перемены затрагивали в основном школьное и профессиональное образование, то теперь дело дошло до детских садов. В дошкольных учреждениях началась оптимизация.

Считать каждую копейку

Как объясняют специалисты, оптимизация – это приведение в оптимальное, то есть наилучшее соотношение того, что вкладывается в образование, и того, что в результате должно получить общество. Говорят, смысл её прост: экономное расходование средств. Государство больше не намерено платить «просто так», все вложенные в образовательный процесс ресурсы (включая финансовые, энергетические, материальные и даже трудовые) должны быть использованы без остатка. Основное новшество: в новой редакции Закона об образовании министерство разделило дошкольное образование на собственно образовательный компонент (воспитание, обучение) и так называемый присмотр-уход за детьми.

Образование в детском саду теперь является первой ступенью общего образования, имеет свои стандарты и финансируется из госбюджета. Соответственно для родителей эта часть пребывания ребёнка в садике бесплатна. А вот присмотр-уход – это теперь совершенно другая статья и за неё придётся раскошеливаться родителям, чтобы оплачивать труд вспомогательного персонала, осуществляющего этот самый присмотр и уход за детьми. Отсюда – повышение родительской платы. Причём платить за присмотр и уход (за вычетом расходов на питание) родители теперь будут независимо от того, посещает ли ребёнок детский сад или только числится (например, болеет или уехал в отпуск с родителями), – как абонентскую плату. В городе размер «абонентской платы» составляет 50 рублей в день (около тысячи в месяц).

В отделе образования такой подход объясняют тем, что зарплату в это время работник всё равно получать должен – не увольнять же его на время отсутствия ребёнка? Предполагается, что это дисциплинирует и тех родителей, которые не водили ребёнка в сад без причины, занимая место (при наличии в городе очереди в дошкольные учреждения).

Другим федеральным документом, поставившим дошкольное образование в нынешние условия, является указ президента об увеличении заработной платы воспитателям до средней в этом профиле по региону. Посчитали, что в Амурской области она должна быть не меньше 30 тысяч рублей. Государство (в лице областного бюджета) повышает зарплату, но и требует отдачи, причём не только в плане выполнения стандартов, но и всё в том же экономном расходовании ресурсов, на этот раз – трудовых. По две воспитательские ставки на группу, как было до сих пор в Зее, говорит государство, – это перебор, 1,7 – максимум. Отсюда – массовое сокращение воспитателей.

Диктует государство и требования в организации труда педагогов дополнительного образования. Оптимизируя их работу, учреждения могут лишиться возможности иметь в расписании дополнительные занятия, так как, к примеру, одна ставка психолога положена при количестве детей в учреждении не меньше 500 человек. Ни один сельский детский сад не соответствует этим требованиям. Поэтому снова одним из выходов предлагается переход на платные услуги и взимание платы с родителей за занятия с логопедом или психологом, художественную студию или хореографический кружок. Любая прихоть – за родительские деньги. Оплата содержания здания – забота муниципальная, но и здесь тоже никто денег на ветер бросать не намерен: проверяется эффективность расходования средств по площадям, энерготарифам, теплу и так далее.

Не дай вам Бог жить во времена перемен

Возможно, всё выглядело бы прекрасно, если бы не самый главный момент, сопутствующий всем этим преобразованиям: по учреждениям и в городе, и в районе прошли сокращения работников. Оптимизация, как бы ни объяснял это понятие словарь, в России стала прочным синонимом слову «сокращения». В некоторых учреждениях количество ушедших работников превышает десять человек. Как сказала начальник городского отдела образовании Ольга Бахтина, нелёгкая задача практического осуществления процесса легла на плечи заведующих. Именно они должны сегодня так перестроить работу детского сада, чтобы выйти из реформ с наименьшими потерями. Ольга Валентиновна не скрывает, что процедура очень болезненная, ведь за каждым сокращением – люди, многие из которых не один десяток лет отдали системе образования, имеют богатый педагогический опыт, творческий потенциал. Нелёгкая задача и в работе с родителями: не каждый готов понять, что повышение родительской платы, перевод когда-то бесплатных кружков в платные – процесс неизбежный в тех условиях, в которые поставлены учреждения. Некоторые родители, считая, что проблема создана на местах, пишут в прокуратуру и министерство письма с просьбой навести порядок. Однако, по уверению специалистов отделов, всё сделано законно.

В районе в каждом детском саду – по два-три воспитателя. По сути, сокращать, кроме вспомогательного персонала, некого. И ощутимо повышать родительскую плату чревато: в большинстве сёл население малообеспеченное, родители не работают, спасибо, говорят в отделе, что некоторые ещё водят детей в сад. Подними плату – совсем перестанут. Так же обстоят дела и с платными услугами, кроме разве что Овсянки и более благополучных в материальном плане бамовских посёлков. Поэтому для того, чтобы хоть как-то сэкономить и избежать резкого повышения родительской платы, в отделе образования района решили сократить в учреждениях на час рабочий день. Если у родителей есть необходимость оставить малыша в садике дольше, он может воспользоваться услугами дежурной платной группы. Поэтому в сёлах Зейского района родительская плата поднялась незначительно (в среднем на 200 рублей).

«Происходит своего рода дифференциация, ведь, как правило, нужда в присмотре за ребёнком возникает тогда, когда родители работают, а значит, зарабатывают деньги, – поясняет заместитель начальника отдела Елена Юрчук. – Они и платят за пребывание ребёнка. А если есть возможность забрать малыша домой, родители не оплачивают этот лишний час».

Нашли в районе и ещё один собственный способ сэкономить: объединить дошкольные учреждения и школы под одно юридическое лицо – с общей администрацией. Учреждения остаются на своих местах, но руководит комплексом один человек. Заведующие детскими садами станут старшими воспитателями в своих учреждениях, по-прежнему отвечающими за внутренний климат в коллективах, методическую работу и другое. Они, по словам чиновников, от этого даже выигрывают: работая в группах, они подпадают под указ президента об увеличении зарплаты.

Это сделано уже в восьми сёлах, до конца процесса оптимизации все школы и садики в поселениях будут реформированы в такие комплексы.

Вспомогательный персонал решили сократить, соединив должностные инструкции нескольких человек в одну. Сторож, к примеру, теперь может и постирать, и подмести двор. Соответственно – экономия ресурсов.

Выводы сделает будущее

Во время подготовки материала автору пришлось много общаться с самыми разными людьми: чиновниками от образования, заведующими (и уже бывшими, и действующими), воспитателями, родителями дошколят. Кто-то говорил «по секрету и не для печати», у других боль прорывалась в письмах среди строк на другие темы.

«Живём в век прогресса, а в детском саду в штатном расписании нет электрика, плотника, дворника. И последнее, что хотят забрать (до смешного!), –прачку и кастеляншу и вменить их обязанности сторожу! Может быть, заведующие начнут не своими делами заниматься, а на кнопки стиральных машин нажимать?» – почти с сарказмом спрашивают родители детей детского сада посёлка Берегового. Из других сёл поступали звонки с просьбой «не выдавать» звонивших. Люди доверительно жаловались на сокращения, на «беспредел, который творится в сёлах». В городе заведующая одним из садов просила прощения у родителей за то, что вынуждены открывать платные группы. Другая заведующая почти в отчаянии говорит о том, что всё это – конец дошкольному образованию, ещё немного, и она не выдержит и подаст заявление об увольнении…

Чтобы как-то прояснить ситуацию и найти понимание, начальник городского отдела образования Ольга Бахтина решилась на встречу с родителями всех подведомственных дошкольных учреждений. «Разговор глаза в глаза поможет снять напряжение, позволит напрямую задать вопросы и получить ответы из первых уст», – считает Ольга Валентиновна.

На родительском собрании в детском саду № 15 разговор прошёл довольно эмоционально. И если часть родителей отнеслась с пониманием ко всему, что происходит, некоторые из них сомневаются в законности решений отдела. В частности, был поднят вопрос о том, насколько законно взимать плату за присмотр-уход с ребёнка, отсутствующего в детском саду по уважительной причине, ведь, по сути, услугу (присмотр и уход) ребёнок в это время не получал. Возмущались родители и сбором канцелярских принадлежностей, так как на эти цели средства должны выделяться. «Если государство считает каждую свою копейку, почему же с нас берут деньги «просто так», мы тоже вправе считать кровно заработанные средства, о какой бы сумме ни шла речь», – резонно заявляют они.

Немаловажный вопрос – наличие платных групп. В некоторых учреждениях их стоимость доходит до 500 рублей в месяц, а это – дополнительные семейные расходы, помимо выросшей родительской платы, и, естественно, не каждая семья может себе их позволить. Кроме финансовой, родители озабочены и воспитательной проблемой, которую введение платы за кружки может повлечь: поймут ли дети, почему кто-то из них участвует в интересных занятиях, восторженно рассказывая о том, что там делали, а кто-то остаётся с воспитателем в группе? Не вызовет ли это в ребёнке, лишённом возможности посещать платные занятия, зависть и злобу? Заведующая детским садом Татьяна Нонина уверяет, что проблем не будет, так как воспитание – обязанность семьи, и если в семье не принято завидовать, то и ребёнок избежит этого порока.

Вопросов по процессу оптимизации – множество, некоторые уже проявились, другие ещё будут возникать. Охватить все их в одном материале просто невозможно. Понятно одно: процесс, который объял дошкольное образование, не простой, его результаты будут ясны не раньше, чем через несколько лет.

Кстати, законность самых болевых решений сегодня проверяется в прокуратуре, куда обратились родители. Скорее всего, все они будут признаны правильными, потому что основаны на требованиях федерального закона, которые обязаны соблюдать на местах. Ответ мы обязательно сообщим на страницах «ЗВ». В целом же, вывод после общения с разными участниками образовательного процесса один: учреждения поставлены государством в жёсткие условия преобразований, и нынешнему поколению педагогов, родителей и детей, как ни печально, выпало жить именно в это время – время перемен.

Лариса Федотова.

Фото автора.

zvportal.ru

Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий

3

Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий

Григоревская Я. В.

Блинская Е.М.

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №46

Первое десятилетие ХХI века характеризуется беспрецедентными темпами развития информационного пространства посредством внедрения компьютерных технологий в любую сферу деятельности человека, в том числе и образование. На сегодняшний день информатизация определяется учеными-педагогами как глобальная реорганизация образовательной среды, обусловленная внедрением в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающая систематизацию и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Стремительный процесс информатизации образовательного пространства определил эффективные направления в совершенствовании системы дошкольного воспитания, находящейся в условиях перехода на образовательный стандарт нового поколения. Применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой учебно-воспитательной системы. Необходимо учитывать, что в первую очередь интерес представляют педагогические, методические и организационные проблемы применения новых информационных технологий при работе с детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит целью обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. В соответствии с целью одной из основных задач является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Основная образовательная программа дошкольного образования должна проектироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и должна определять объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также организационно-педагогические условия образовательного процесса. Содержание вновь разрабатываемой программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое и физическое направления развития детей [5].

В соответствии с новыми требованиями реализация различных программ, используемых в образовательном процессе должна проходить в насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среде. Такая специфическая учебно-познавательная среда непосредственно при работе с детьми в группе может быть создана при наличии средств компьютерных технологий обучения.

Анализ научных исследований посвящённых дидактическим и психолого-педагогическим аспектам применения информационных технологий на занятиях с детьми в рамках дошкольных образовательных учреждений подтвердил, что данная проблема носит актуальный характер.

На протяжении многих лет педагоги приводят свои точки зрения о проблеме внедрения компьютерных технологий в систему дошкольного образования. Достаточно остро обсуждаются вопросы: сколько по времени, ребёнок должен находиться за компьютером; какое влияние оказывают компьютерные игры, используемые в образовательном процессе, на психическое и физическое здоровье воспитанника и коммуникативные отношения с другими детьми.

Педагоги Г.А. Репина, Л.А. Парамонова рассматривают применение компьютерных технологий при обучении детей в ДОУ как один из основных факторов сохранения психического здоровья детей, обеспечивающих решение многих педагогических задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению; обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование мотивации к обучению; развитие познавательной активности и самостоятельности; формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений.

Основываясь на исследованиях зарубежных и отечественных ученых, таких как С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова можно сделать вывод о целесообразности применения информационных технологий в развитии познавательных способностей воспитанников старшей группы. В данных работах доказывается развивающая роль компьютерно-игровых комплексов в дошкольном учреждении на занятиях с детьми,  начиная с пяти лет [2,4].

Педагог Кудрявцева Н.В. считает, что периодическое использование средств компьютерных технологий и главное дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости, помогает наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером [4].

Необходимо отметить, что одной из основных целей использования компьютерных технологий является приобщение детей к современной информационной культуре. Используемые технические средства обучения «в руках» педагога и методические особенности их применения в игровой форме призваны стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении системы новых знаний. На сегодняшний день создан целый ряд программных продуктов ввиде развивающих и обучающих игр, которые активно используются педагогами-дошкольниками на занятиях с воспитанниками различных групп. Однако большая часть разработанных игровых комплексов хоть и способствует активации учебно-воспитательного процесса, но не рассчитаны в полной мере на реализацию задач образовательной программы, поэтому должны рассматриваться как средство обучения и использоваться в сочетании с другими педагогическими приёмами работы.

Необходимость использования информационных технологий обучения при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении не может вызывать сомнений. Применение вариативных и разнообразных по содержанию инновационных педагогических методик при использовании средств компьютерных технологий будет способствовать познавательной мотивации воспитанников и повышению качественных показателей образовательного процесса в целом.

Литература:

  1. Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 385-387.

  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

  3. Кудрявцева Н.В. Использование ИКТ в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГТ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/02/01/ispolzovanie-ikt-v-usloviyakh-dou-v-sootvetstvii-s

  4. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г, № 11

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: [http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf].

kopilkaurokov.ru

Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающая не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Я поддерживаю утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».

В условиях вариативности дошкольного образования расширился круг программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных методик. Все это можно, безусловно, отнести к числу достижений. Но вместе с тем, акцент на интеллектуальное развитие детей нередко делается без надлежащего учета их физического, эмоционального состояния, что неизменно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, а вместе с ней образует зоны риска для их гармоничного развития, создает “задел” для нарушения здоровья.

Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Наш город Березники не является исключением. За период 2008-2009 гг. уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети с раннего возраста уже имели нарушения здоровья в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у узких специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости был очень высок.

Кроме того, собеседование с родителями показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Несмотря на то, что приоритетным направлением нашего учреждения в течение нескольких лет является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и, казалось, были созданы хорошие условия для осуществления образовательного процесса, основанного на интеграции «Программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) с региональной программой по физическому воспитанию “Система” (автор Л.М. Пустынникова), все же наблюдалась тенденция снижения всех параметров здоровья.

Деятельность учреждения в этом направлении требует, в первую очередь, совершенствования системы управления. Функция здоровьесбережения – функция командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции заместителя заведующей по воспитательно-методической работе в сфере здоровьесбережения:

  1. Участие в мониторинге качества оздоровительной работы в детском саду.
  2. Наращивание ресурсов, в первую очередь кадровых (управление ростом профессиональной компетентности педагогов учреждения, стимулирование педагогов к инновационной деятельности).
  3. Определение и максимальное использование оздоровительного потенциала социума.
  4. Определение перспектив оптимизации системы здоровьесбережения в условиях детского сада (корректировка планов физкультурно-оздоровительной работы, дифференциация их содержания с учетом уровня развития и состояния здоровья воспитанников).
  5. Координация усилий детского сада и семьи для создания оптимальных условий сохранения и поддержания здоровья длительно и часто болеющих детей.

Одной из важных управленческих проблем в оздоровлении детей является создание материально-технических условий, поэтому важный аспект, над которым работает ДОУ – создание здоровьесберегающей развивающей среды.

Приняв во внимание исследование последних лет по организации биологического и психосоциального пространства, свою работу начали с создания Мира физической культуры и здоровья в детском саду, объединяющего кабинет по физической культуре, спортивный зал, а также «микро-центры» физической культуры и здоровья в группах.

Особое место отводится внутреннему и внешнему дизайну. Учитываем, что интерьер дошкольного учреждения, как ансамбль разумно и эстетично организованной предметно-пространственной среды, создается в результате комплексного использования нами различных выразительных средств. При оформлении интерьеров уделяем внимание следующим элементам: цветовой отделке и освещению, мебели и оборудованию для педагогического процесса, природным компонентам, детским работам и работам родителей как элемент дизайна.

Исходя из специфики дошкольного учреждения, санитарно эпидемических правил и нормативов, рекомендаций программы «Система» Л.Н. Пустынниковой, педагоги оптимизируют здоровьесберегающее предметное пространство. Физкультурный зал оснащен: гимнастической стенкой, спортивным комплексом, нестандартным оборудованием. Приобретены: маты, тоннели, гимнастические палки, мягкие модули, ребристые доски, сухие бассейны и мячи – фитболы. Спортивное оборудование ежегодно обновляется в соответствие с перечнем СанПиН 2.9.1.1249-3.

Обеспечивая условия для самостоятельной двигательной активности детей во всех возрастных группах детского сада оборудованы «микро-центры» детской активности, оснащенные «стержневым» набором игр и спортивным оборудованием, способствующие физическому развитию дошкольников и качественной организации закаливающих мероприятий. Созданы уголки уединения с целью охраны нервной системы детей. В помощь педагогам созданы мини-методические кабинеты в группах, где сосредоточен методический материал (картотеки, методические разработки, дидактические пособия, методическая и художественная литература).

В кабинете инструктора по физической культуре сосредоточен методический и дидактический материал по всем разделам физвоспитания: развитие движений, валеология, ОБЖ. Имеется дидактический материал «Познай себя», таблицы, схемы, плакаты по развитию движений, пособия для решения проблемных ситуаций; приборы для измерения пульса, секундомер; оформлены фоторепортажи праздников, развлечений, дней здоровья. Для педагогов собран банк педагогических информаций, который включает образовательные программы, технологии методики информационно-педагогический модуль по опыту работы педагогов детских садов по теме «Развитие физической культуры дошкольников».

Каждое дошкольное учреждение имеет свое лицо, следовательно, в каждом учреждении своя система методической работы.

Для того чтобы выстроить эффективную систему методической работы по проблеме здоровьесбережения, необходимо было проанализировать уровень знаний, умений и практических навыков педагогов. С этой целью проведено: тестирование «Здоровьесберегающие аспекты дошкольного образования», анализ занятий и режимных моментов с позиции здоровьесбережения. Анализ полученных данных показал, что педагоги имеют поверхностные знания о современных здоровьесберегающих программах и технологиях, используют в педагогической практике традиционные оздоровительные моменты: физминутки, динамические паузы, упражнения на дыхание, закаливающие мероприятия, а так же отмечено преобладание низкого уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья детей в организованных формах работы.

Учитывая приоритетное направление нашей работы «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей», ежегодно в плане работы ДОУ ставим задачи оздоровительного характера:

Важным звеном в целостной системе повышения профессионального мастерства является организация методической работы, которая направлена на достижение цели поставленной ДОУ в учебном году. Так, например, для решения данных задач были запланированы и проведены педагогические советы:

Чтобы забота о здоровье ребенка являлась одним из приоритетов всего педагогического коллектива и проходила на профессиональной основе, я четко продумала взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это будет возможно в том случае, если комплексное планирование подчинено здоровьесберегающему аспекту, а действие воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала интегрально.

Повышая свой профессиональный уровень в городской лаборатории «Внедрение здоровьесберегающих программ в образовательный процесс», я параллельно организовала в нашем дошкольном учреждении работу проблемной группы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ». В рамках работы проблемной группы были разработаны: методические рекомендации «Рациональная организация занятия с позиции здоровьесбережения», карты контроля за деятельностью педагога с позиции здоровьесберегающих технологий в организованных формах обучения, педагогические проекты и др.

Итогом работы проблемной группы стало участие в городском смотре-конкурсе «Сто друзей» с проектом месячника здоровья «Будь здоров, малыш!».

С целью знакомства и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ мною и специалистами были организованы следующие мероприятия:

Я хочу, чтобы наши педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность. Постоянно познавая новое, педагоги учат этому детей. В этом случае мы практически отказались от пассивного слушанья. Поскольку решающую роль в обучении играет опыт, то в рамках педсовета я использовала новую форму работы – игровой тренинг «Обучение педагогов с помощью интерактивных методов». Показателями эффективности проведения педсовета стала практическая деятельность каждого педагога в рамках здоровьесберегающего образования, а также пополнился банк здоровьесберегающих технологий и методик.

Среди разнообразия форм работы с педагогами по данному направлению, наиболее эффективным, считаю, проведение конкурса проектов «Здоровый ребенок – это здорово!» среди всех возрастных групп. Проведение конкурсов в ДОУ дает возможность отработать систему взаимодействия всех служб педагогического коллектива, а также на практике реализовать функцию распространения и обобщения педагогического опыта.

Подводя итоги организационного блока в управленческой деятельности заместителя заведующей, с удовлетворением отмечаю, что все формы методической работы нашли отклик у педагогов и способствовали повышению их профессионального мастерства, а значит, совершенствованию качества образовательного процесса.

Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья; организация пребывания детей в учреждении очень продумана и насыщена: утренняя гимнастика, прогулки в любую погоду, закаливающие мероприятия, «минутки здоровья», «Часы безопасности», занятия с психологом и пр.

Работая по комплексной программе «Радуга», коллектив детского сада большое внимание уделяет охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни (одна из задач программы).

Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения.

Уже начиная с младшего возраста, на всех занятиях, воспитатели используют рекомендации к технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

В группе среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.

В комплексе утренней гимнастики и как часть занятия по ФИЗО воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.

В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество занятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения во время занятий (технологии В.Ф. Базарного). На занятиях ФИЗО и утренней гимнастике выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки). На занятиях по ФЭМП (работа с тетрадью, ИЗО, лепке, конструированию педагоги включают гимнастику для глаз с использованием тренажера со зрительными метками (автор В.Ф. Базарный).

В музыкальные занятия и театральную деятельность включаются упражнения на релаксацию и психгимнастика (автор Н.И. Чистякова). Во время прогулки воспитатели напоминают о дыхании носом, особенно поздней осенью и зимой. Большое место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных занятий по ЗОЖ в разделе «Познаю мир», в дополнительную образовательную услугу «Здоровейка».

Согласно закону «Об образовании» – раздел 2, статья «Дошкольное образование» – «…родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Педагогический коллектив эффективно сотрудничает с родителями воспитанников, работа строится на принципах преемственности семьи и учреждения. Я уверена, что из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» – прививка против болезни души тела.

В нашем дошкольном учреждении разработана и адаптируется система взаимодействия с семьей:

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы позволила мне поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ОУ на длительный период.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ПРОЕКТ «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»

ПРОЕКТ «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»

Автор: Орехова Анастасия Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №183» Иваново 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о дошкольном образовании сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», то есть именно родители являются первыми педагогами своих детей. Данный проект создается им в помощь. Проект направлен на усовершенствование и модернизацию системы двусторонних отношений: ДОУ – семья, семья – ДОУ.

 

Скачать конспект

Семья и детский сад – два первичных социальных института. И только взаимодействуя друг с другом, они создают оптимальные комфортные условия для полноценного развития ребенка.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала. Так, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Необходимо заинтересовать родителей в совместной работе, сделать родителей полноценными участниками воспитательно — образовательного процесса. Важно понимание родителями, что их заинтересованное участие в педагогической деятельности нужно для развития их собственного ребенка. Несомненно, и то, что нужно повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Проект также должен дать понимание педагогам, что воспитание и развитие детей – это не свод правил, а искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями, что необходимо учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Так, проект поможет всем участникам образовательного процесса в ДОУ договориться и найти общий язык.

Таким образом, проект направлен на двустороннее воздействие: ДОУ — на семью, семья – на ДОУ. Проект призван помочь педагогам найти новые актуальные и действенные формы работы с родителями, а родителям проект должен показать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку вырасти личностью.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА (ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ)

В современном мире предъявляются новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня меняется отношение государства к семье, становится другой и семья. Перед ДОУ сейчас остро стоит проблема отсутствия интереса у родителей к взаимодействию с ДОУ. Значит, необходим поиск новых форм работы с семьей. Пересмотр системы работы ДОУ с семьями воспитанников должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилении субъектной позиции родителей, в поиске и внедрении новых форм работы, призванных укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ (ГЛОБАЛЬНАЯ) ЦЕЛЬ

Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ, установить и развить доверительно-партнерские отношения между семьей и детским садом с целью улучшить качество дошкольного образования.

КОНКРЕТНАЯ (КОНЕЧНАЯ) ЦЕЛЬ

Увеличить число родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, понимающих проблемы, потребности и нужды ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.

ЗАДАЧИ

  1. Уточнить круг прав и обязанностей, объем ответственности ДОУ и родителей.
  2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение (просвещение) родителей, активизировать участие родителей в педагогическом процессе.
  3. Реализовать единый воспитательный подход в воспитании и обучении детей.
  4. Создать психологически комфортную обстановку для полноценного развития детей.
  5. Провести мониторинг эффективности различных форм работы с семьей.
  6. Подготовить методический материал по работе с семьями воспитанников, в том числе по теме «Новые формы работы с семьей» и «ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в работе с семьей».
  7. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах работы с семьей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Установлена взаимосвязь с родителями воспитанников, реализуется единый педагогический подход в воспитании и обучении детей.
  2. Родители знают свой круг прав и обязанностей, объем ответственности.
  3. Родители — активные участники воспитательно-образовательного процесса, достигнута гармонизация детско-родительских отношений.
  4. Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, понимающих проблемы, потребности и нужды ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.
  5. Наработана база данных по темам «Новые формы работы с семьей» и «ИКТ в работе с семьей».
  6. Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах работы с семьей.
  7. Повышение авторитета педагогов, имиджа ДОУ.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Настоящий проект рассчитан на 1 год и предполагает проведение в 3 этапа: подготовительный (август — сентябрь), практический/реализационный (октябрь — апрель), итоговый (май).

  1. этап – подготовительный (сентябрь-октябрь): мониторинг существующей системы взаимодействия ДОУ и семьи; утверждение целей, задач, объемов и сроков выполнения проекта, ответственных за организацию и проведение мероприятий в рамках проекта; формирование и утверждение плана мероприятий по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи; анализ ресурсов, выявление проблем, причин и поиск путей решения.
  2. этап – практический/реализационный (ноябрь — апрель): реализация утвержденного пана мероприятий проекта «Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи».
  3. этап – итоговый (май): проведение мониторинга по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи, анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.
  • Данный проект рассчитан на 1 год, но ввиду того, что перед коллективом ДОУ стоит глобальная цель «Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ, установить и развить доверительно-партнерские отношения между семьей и детским садом с целью улучшить качество дошкольного образования», которую невозможно полностью достигнуть за период проекта, то с большой долей вероятности можно сказать, что проект с корректировкой задач, форм и методов работы будет продолжен и в последующие годы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • администрация ДОУ;
  • педагоги ДОУ;
  • воспитанники ДОУ;
  • родители воспитанников ДОУ.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

  • интеллектуальные: продукты интеллектуальной деятельности участников проекта;
  • материальные: планируется использование ПК, оргтехники, методическое и программное обеспечение, наглядный и демонстрационный материал ДОУ;
  • финансовые: финансирование предполагается за счет собственных средств ДОУ и внебюджетных средств;
  • правовые: нормативно-правовые документы (внутренние локальные акты), регламентирующие деятельность ДОУ;
  • организационные: создание рабочей группы по реализации проекта во главе с руководителем проекта;
  • управленческие: контроль за разработкой и реализацией проекта может быть возложено на руководителя дошкольным учреждением или на руководителя рабочей группы;
  • информационные: интернет, в т.ч. официальный сайт ДОУ, мультимедийные технологии;
  • кадровые: администрация, педагогический коллектив ДОУ.

РИСКИ ПРОЕКТА

Риски проекта Способы минимизации

Низкий уровень владения педагогами ИКТ Повышение ИКТ компетентности педагогов на курсах повышения квалификации при МБОУ МЦ г.Иванова, а также организация консультаций внутри ДОУ

Снижение мотивации педагогов во время реализации проекта Моральное и материальное стимулирование, систематическая методическая работа с педагогами

ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА

  • повышение авторитета педагогов и имиджа ДОУ;
  • родители — активные участники воспитательно-образовательного процесса.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

  • методические рекомендации по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи;
  • разработки традиционных и инновационных мероприятий по работе с родителями.

План мероприятий по реализации проекта

«Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи»

КРИТЕРИИ/ПОКАЗАТЕЛИ/ИНДИКАТОРЫ ПРОЕКТА

Анализ итогового мониторинга: посещаемость мероприятий, организованных в ДОУ, степень удовлетворенности сотрудничества с персоналом, активность родителей в организации и проведении совместных проектов.

При реализации проекта будут использоваться средства ДОУ и спонсорская помощь.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Оптимизация направлений работы Службы психологического сопровождения в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Служба психологического сопровождения, психологическое сопровождение деятельности ДОУ.

Эти понятия в реальной жизни ДОУ появились недавно.

Разработка концепции, целей, задач персонально для ДОУ, учитывая реализуемые программы, тип Службы психологического сопровождения и внедрение в практику работы требуют постоянного мониторинга, выстраивания цепочек взаимодействия специалистов и служб ДОУ.

На пути реализации задач психологического сопровождения в ДОУ возникают определенные сложности:

Актуальность рассматриваемой темы вытекает из преодоления сложностей в работе, поиска путей решения поставленных перед Службой психологического сопровождения задач:

Специфика работы психолога в ДОУ.

Реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации.

Специфика работы психолога ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными с особенностями детей-дошкольников. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.

Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.

В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе, необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией).

В рамках психологического сопровождения ДОУ, психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Либо изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с администрацией ДОУ может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.

Эффективность психологического сопровождения во многом зависит от условий, созданных для работы, личностных качеств психолога и уровнем профессионализма.

Оформление кабинета психолога

Эффективность деятельности психолога во многом определяется наличием правильно организованного пространства.

При организации кабинета, следует исходить из реальных возможностей. Идеальным вариантом является наличие отдельного помещения.

Основные принципы:

- комфортность

- гармоничность

- доверительность атмосферы.

Требования к оформлению:

- обязательно наличие окна

- цветовое решение должно быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах

- зонирование кабинета с учетом направлений работы психолога.

Зона взаимодействия с родителями

Начинается с прихожей:

зеркало, вешалка, уединенное общение “по диагонали”, наличие информации для родителей, информационный стенд (фото, статьи, график работы психолога, именная табличка), видеоролики о жизни детей в группе, диагностическое заключение индивидуально по ребенку и т.д.

Необходимо избегать перенасыщенности кабинета яркими игрушками (кроме игровой зоны), заполнения стен информацией (статьи, рекомендации, диагнозы и т.д.), статичного игрового оборудования в течении учебного года.

Концепция сопровождения ДОУ

Основные задачи ДОУ.

Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка.

Комплексное сопровождение в ДОУ – система профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии “команды”, каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщая опыт работы по оптимизации реализации основных направлений Службы психологического сопровождения в ДОУ, хочется отметить имеющиеся успехи и факторы, благодаря которым они случились.

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей, индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

 Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Оптимизация адаптации персонала в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы

Один из первостепенных факторов, обеспечивающих успешную деятельность любой организации – формирование персонал – стратегии, в которой персонал является значимым ресурсом. Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму, составляющую “управленческую философию”, в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней являются ориентация на человека и его потребности. Такой философией управления является менеджмент. Развитие современного отечественного менеджмента связано с личностно-ценностным подходом в управлении организацией. Это характерно и для менеджмента в дошкольном образовании, в котором все больше внимания уделяется социально-психологическим аспектам управления, взаимодействию руководителя и сотрудников – руководству коллективом ДОУ.

Однако, в исследованиях актуализируются вопросы по обеспечению условий для успешной адаптации сотрудника к условиям организации, но имеет место недостаточная теоретико-методической их разработанность. Большинство теоретических исследований, посвященных социальной адаптации сотрудника к условиям трудового коллектива, исходят из условий коллективов больших предприятий со штатом отделов и сотрудников, непосредственно курирующих работу с персоналом (маркетинговые службы, отделы кадров и др.). И нет рекомендаций для малых коллективов, где все функции оперативного управления осуществляет один руководитель, который занимается, в том числе, и кадровыми вопросами. Практика работы дошкольных образовательных учреждений такова, что руководитель сталкивается с проблемой повышения качества образования при высокой текучести кадров. Результаты анализа изменения кадрового состава нашего ДОУ за три года показали, что коллектив поменялся более чем на 30% . Во многом это можно объяснить проблемами адаптации сотрудников к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Стоит отметить, что адаптационное направление стало особенно актуальным в последнее время. Это связано с изменениями кадрового рынка. Рынок, как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и труда стал гораздо более цивилизованным. В целом, заметно повысилось и качество специалистов. Это связано как с развитием самих профессиональных сфер в нашей стране, так и с развитием соответствующих образовательных институтов. Выросли требования к работникам, но и сам современный специалист стал более требователен. В обмен на свои профессиональные знания он многого ожидает от работодателя. При наличии сразу нескольких потенциальных работодателей, предлагающих соискателю вполне конкурентоспособные условия, новый работник ожидает, что будет оценен по достоинству, ожидает бережного к себе отношения. Это – новое проявление того же самого рыночного принципа дает возможность соискателю вести вполне паритетные переговоры с компанией-работодателем. В такой ситуации без серьезной адаптационной работы с новыми сотрудниками со стороны работодателя не обойтись. Чтобы сделать прохождение адаптационного периода более эффективным, как для организации, так и для работника, необходима некая система работы руководителя (работодателя) по обеспечению адаптации сотрудника к условиям организации.

Таким образом, хочется подчеркнуть актуальность проблемы адаптации в наши дни, и особую востребованность руководителем дошкольной организации кадровой политики в ДОУ, дающей возможность создать оптимальные условия для успешной адаптацию сотрудников к условиям организации. Поэтому, назрела необходимость разработки такой системы управленческой деятельности, которая будет нацелена на оптимизацию процесса адаптации сотрудников к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптанта, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации (ДОУ) и реализма в ожиданиях, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности сотрудника. Путем анализа кадрового потенциала и потребностей в персонале; оценка и подбора кандидатов на вакантные должности; отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников; стимулирование деятельности сотрудников.

Новизна данной системы заключается в том, что предлагаемая поэтапная программа адаптации персонала, рассчитана на организацию, где кадровыми вопросами занимается руководитель; с подробным описанием каждого этапа с набором методов, помогающих руководителю в подборе персонала, отслеживании результативности и принятии управленческого кадрового решения Данная программа – информационный ресурс руководителю предприятия, для оптимизации процесса адаптации нового сотрудника.

Программа предполагает формирование общего представления у адаптанта об организации, ее направлении деятельности, организационных особенностях, особенностях взаимоотношений коллектива ДОУ, условий труда и т. д. Рассчитана на организацию, где работу с кадрами проводит руководитель. По своей структуре программа состоит из шести этапов:

  1. Оценка руководителем предстоящей деятельности по вакантной должности;
  2. Анализ биографических данных, изучение документации кандидата;
  3. Собеседование, тестирование;
  4. Оформление сотрудника;
  5. Первичное знакомство
  6. Обратная связь.

Такая поэтапная реализация программы:

оптимизирует процесс адаптации нового сотрудника:

получает полную информацию, требуемую для эффективной работы;
  • у него наблюдается снижение уровня неопределенности и беспокойства;
  • повышается удовлетворенность работой и развитие позитивного отношения к организации в целом;
  • выстраивается система взаимодействия с коллегами;
  • получает эффективную обратную связь от руководителя по итогам испытательного срока;
  • оптимизирует деятельность руководителя

    :

    Целью программы адаптации является создание условий для эффективной работы адаптанта в минимальные сроки путем ускорение процесса вхождения его в должность, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации (ДОУ) и реализма в ожиданиях, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности сотрудника.

    Задачи программы адаптации:

    Содержание программы адаптации:

    1 этап — до начала непосредственной работы с адаптантом руководителю необходимо провести оценку деятельности по вакантной должности, т.е. иметь достаточную информацию о работе, которую предстоит выполнять работнику, определить круг его должностных обязанностей и результаты, которых он должен достичь. Этот этап начинается с момента появления вакансии в организации. Длительность определяется временем, необходимым руководителю на изучение документации (тарифно-квалификационные характеристики, должностные обязанности).

    2 этап

    — анализ биографических данных, изучение документации кандидата. Первый шаг в отборе новых работников – заполнение листков учета кадров. При приеме на работу претендент должен представить документы, предусмотренные трудовым законодательством, и другие, по его желанию, которые дают определенную информацию о нем. Также руководитель в праве использовать и рекомендательные письма, телефонные запросы сведений о соискателе, которые дают информацию о нем от предыдущих работодателей. Рекомендации могут быть использованы для подтверждения информации, сообщенной в листке учета кадров, для получения дополнительной информации. Этот этап может длиться от одного до трех дней, в зависимости от того была ли запланирована (назначена) встреча, либо человек пришел без предупреждения (по объявлению, направлению).

    3 этап

    — собеседование, тестирование. Этот этап по временным рамкам можно совместить с предыдущим, а можно назначить встречу с новым сотрудником на другой день по усмотрению руководителя.

    В процессе собеседования необходимо донести до соискателя информацию об организации, ответить на все интересующие его вопросы. Руководителю необходимо в наиболее полном объеме информировать адаптанта о будущей работе. Информация должна касаться всех аспектов деятельности (должностной оклад, социальный пакет, система административных взысканий и поощрений, регламент труда и отдыха и т.д.). Собеседование длится до сорока минут.

    Затем руководитель проводит тестирование. Вся процедура занимает не более одного часа.

    Адаптанту предлагают заполнить три анкеты, которые характеризуют следующие аспекты: мотивы профессиональной деятельности, профессиональные качества, целевые и ценностные установки. Важно, чтобы сотрудник заполнял анкеты в организации, тогда у него будет возможность, при возникновении вопроса, задать его, и точность выполнения задания возрастет.

    Анкета

    Профессионально важные качества личности (С.А. Езопова “Менеджмент в дошкольном образовании”, с.86)(Приложение)

    Время заполнения 15 мин

    Анкета

    Мои цели и ценности (С.А. Езопова “Менеджмент в дошкольном образовании”, с.80)(Приложение)

    Время заполнения 30 мин

    Анкета

    Личностные ориентиры (Приложение)

    Время заполнения 10 мин

    Анализ полученных результатов позволяет работодателю выявить индивидуальные особенности, которые должны быть учтены для наиболее гармоничного вхождения человека в коллектив, и максимально использовать его ресурсы и возможности.

    В подборе и оценке персонала ДОУ руководитель опирается на пять профессионально важных качеств личности (профессионально важные качества определяются коллективом сотрудников и индивидуальны для каждой организации).

    Например, в нашем ДОУ были выделены следующие качества:

    Подбирая сотрудника на должность, руководитель опирается именно на эти качества. Выявить значимые качества личности адаптанта поможет анализ анкеты “Профессионально важные качества личности”, заполненной сотрудником на этом этапе адаптации. Сопоставив потенциал работника и потребности организации, руководитель может сделать вывод о соответствии работника вакантной должности.

    Выявить мотивы профессиональной деятельности сотрудника руководителю поможет анализ анкеты “Личностные ориентиры”, заполненной адаптантом на этом этапе, который даст руководителю сделать выводы о мотивах трудовой деятельности новичка, и определить меры по удовлетворению выявленных значимых потребностей. Так, определив тип работника, можно говорить о создании оптимальных условий, при которых будет осуществлена максимальная отдача. Выделяют два типа:

    1. люди, в большей степени мотивируемые задачей, меньше внимания обращают на комфорт. Мотивируются достижением как личных, так и целей организации;
    2. люди, в большей степени мотивируемые окружающей обстановкой, могут избегать возможностей, которые лишат их зоны комфорта. Ориентированы больше на процесс, чем на задачу.

    Кроме мотивирующих факторов (признание, рост, достижения, ответственность) на удовлетворенность работой, а как следствие большей отдачей, влияют и поддерживающие факторы (деньги, условия, оборудование, безопасность, комфортность). Если обе группы факторов отсутствуют – работа становится невыносимой; если присутствуют только поддерживающие факторы – неудовлетворенность от работы минимальна; если присутствуют только мотивирующие факторы – сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить; если обе группы факторов присутствуют – работа приносит максимальную удовлетворенность.

    Анкета “Мои цели и ценности”– поможет выявить основные ценности работника. Сопоставив потенциал работника и потребности организации, руководитель может сделать вывод о соответствии работника вакантной должности.

    4 этап

    — оформление сотрудника. Этот этап включает написание заявления о приеме на работу, подписание трудового договора, должностной инструкции, прохождение инструктажа по технике безопасности и охране труда, оформление трудовой книжки, медицинской страховки. Итогом этапа является официальное оформление сотрудника с проведением его по кадровому и бухгалтерскому учету. Этот этап требует наибольшей сосредоточенности, поэтому рекомендуем приглашать сотрудника для оформления документов в часы свободные от посещений руководителя персоналом и родителями воспитанников. Если в учреждении есть заместители руководителя и им делегированы полномочия по проведению инструктажа, оформлению медицинской страховки, то работник направляется к ним. Тогда на этом этапе происходит фрагментарное первичное знакомство со службами организации.

    5 этап

    — первичное знакомство: Руководитель знакомит нового сотрудника с коллективом, со всеми службами ДОУ, которыми планируется его дальнейшее взаимодействие. На этом этапе адаптант знакомится с “атмосферой компании” – корпоративной культурой ценностями и традициями. Предлагаем вопросы, ответы на которые помогут новичку сориентироваться:

    Сотрудник знакомится:

    Сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

    Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни работы. Например:

    Руководитель либо отвечает на возникшие у сотрудника вопросы, либо задает их с целью убедиться, нет ли возможных разночтений. Данным этапом может руководить делегированный сотрудник организации, обычно это заместитель руководителя по административно-хозяйственной (для технического персонала) или методической работе (для педагогических кадров). Этот этап завершает подготовительную часть к непосредственному началу работы адаптанта, продлившуюся от двух до пяти дней.

    6 этап

    — очень важным фактором для сотрудника любого уровня является своевременная обратная связь от руководителя. Кроме того, естественным завершением периода адаптации должна стать оценка результативности работы сотрудника.

    В течение первого месяца адаптации руководитель проводит несколько (две ли более по необходимости) встреч с новым сотрудником с целью получения обратной связи:

    Такие встречи руководителя с адаптантом необходимо провести по окончании первой недели работы, и, если нет необходимости, то в конце первого месяца работы сотрудника. Цель ее – создание максимально комфортных условий для работы сотрудника. Итогом обратной связи становится получение полезной информации, направленной на дальнейшее совершенствование процесса адаптации, а также на возможные исправления в текущих адаптационных процессах в ДОУ.

    На этом этапе руководителю поможет методика “Оценка личностных качеств сотрудника руководителем” (О. Байзан, руководитель подразделения по кадрам и трудовым отношениям “ЦКТ-21 век”) (Приложение), которая позволяет проанализировать насколько сотрудник соответствует должности, насколько раскрылся его профессионально-личностный потенциал.

    На этом формально процедура адаптации завершена. Формально, поскольку всем людям необходим свой период вхождения в новый коллектив. У одних он протекает в течение трех недель, у других растягивается на полгода. В последнем случае процедура адаптации "вплетается" в рабочий процесс, а задачей руководителя становится мониторинг психологического состояния коллектива, а также совершенствование навыков и знаний, необходимых сотрудникам в работе.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Оптимизация коррекционно-воспитательной среды ДОУ в соответствии с ФГОС

    Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования — с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов — с другой стороны.

    Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е.В.Зворыгина и др. По определению Л.С.Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».

    В соответствии с новым федеральным государственным стандартом развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:

    Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно — развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

    Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

    Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

    Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

    При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды  учитывались следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:

    1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
    2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
    3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
    4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
    5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
    6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.
    7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

    Многие коллеги согласятся, что большинство логопедических кабинетов в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д.) . В нашем случае было то же самое, поэтому при планировании коррекционной среды приходилось учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. Всё было сделано своими руками, а идеи оформления брали из разных источников: интернета, журналов, книг.

    Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета.

    Возможности использования данной зоны:

    1. Автоматизировать и закреплять правильное произношение поставленных звуков.
    2. Формировать навыки правильного речевого дыхания с помощью волшебных цветов-вертушек.
    3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие с помощью массажа пальчиков (колючие дорожки из «липучки»-следы ёжика).
    4. Работать над просодической стороной речи.

    Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.

    В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

    Учитывая специфику речевых нарушений воспитанников по возрастам, в каждой группе созданы речевые уголки для оптимизации коррекционно-воспитательной среды ДОУ. Наполнение дидактическим и наглядным материалом соответствует ФГОС и направлено на развитие и коррекцию всех компонентов речи. Для родителей подготовлены папки с консультациями на актуальные темы, оформлен стенд «Советы логопеда» ,а так же издается периодическое  печатное издание «Звуковичок» — речевая газета для пап и мам.За последние три года результативность нашей коррекционной работы выросла и составила более 80%. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно — развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:

    Список использованной и рекомендуемой литературы:

    1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
    2. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.
    3. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. — № 1-2. – С. 14-25.
    4. Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.
    5. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 6. – С. 38-42.
    6. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
    7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.
    8. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.
    9. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. — № 3.

    ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка»учитель-логопед: Боровая Елена Владимировна

    smollogoped.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта