Глава 3. Создание педагогических условий для оптимизации детско-родительских отношений в семье. Оптимизация детско родительских отношений


Оптимизация детско-родительских отношений. Коррекционно-образовательный проект "Связующая нить"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Цели и задачи проекта:

Оптимизация детско-родительских отношений:

- реконструкция детско-родительских взаимоотношений; - гармонизация внутрисемейных отношений.

Профилактика социального сиротства:

- развитие коммуникативных форм поведения; - улучшение понимания родителями собственного ребенка; - выработка навыков адекватного и равноправного общения.

Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Группа — лишь необходимая социальная площадка психотренинга, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее. Более того, курс занятий — лишь прелюдия, лишь первые шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения.

На занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции.

Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым, находясь на территории его интересов. Игры увлекательны и необычны, да и кто же откажется от такого «несерьезного» занятия.

Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю — сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Из практики известно, что родители часто, как это ни парадоксально, плохо знают свое дитя. Ответив, не задумываясь на вопрос о его физическом здоровье, они замолкают, не зная, что сказать о нем как о человеке.

Острота восприятия ребенка его родителями обратно пропорциональна его возрасту. Чем старше ребенок, тем меньше его понимают. Важнейший канал объективного представления о ребенке — взгляд на него со стороны. В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «Я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле.

Формирование группы происходит на добровольной основе. Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди). Количественный состав группы 5 – 6 пар (10 – 12 человек). Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятий

Процесс становления группы как психологической общности является объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе; — ритуалы приветствия и прощания; — разминочные упражнения; — игры, требующие взаимодействия и сотрудничества

, совместного поиска решений.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия, - разминку, - основное содержание занятия, - рефлексию прошедшего занятия, - ритуал прощания. - домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Ритуал приветствия

— важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Волшебный клубок», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Разминка

— средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности: упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения («Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал», «Игра-танец» и т.д.)

Основное содержание занятия

— состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

I блок

— обсуждение домашнего задания (в кругу). II блок — упражнения, связанные с темой занятия.III блок — подвижные игры. IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).

1-я часть — упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем языке». 2-я часть — упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.

V блок

— домашнее задание.

Рефлексия занятия

— предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

— эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным; — эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

Ритуал прощания

— способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Используется упражнение «Колокол» [1]

Реализация проекта началась с того, что в сентябре с детьми подготовительной и логопедической групп была проведена диагностическая работа:

1. Игра «Почта» - модификация теста Антони Бине[] в индивидуальном порядке с каждым ребенком. Эта игра относится к проективным методикам и позволяет определить отношение ребенка к своему ближайшему окружению. При обработке данных учитывалось то, как распределились предпочтения ребенка с положительной и отрицательной направленностью между всеми выбранными адресатами. Каждый родитель индивидуально был познакомлен с результатами.

2. Исследование внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»[]. Дети и родители отдельно рисовали свою семью. Все рисунки и комментарии к ним были проанализированы, проведены индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых они были познакомлены с результатами работы своих детей и могли сравнить реальную картину восприятия соей семьи ребенком и свое собственное восприятия.

В ходе такой диагностики сразу видно, кто из детей чувствует себя комфортно в семье, ощущает себя любимым и принятым, а также видно – у кого имеются проблемы в общении и взаимопонимании с близкими людьми.

На родительских собраниях в сентябре мамам и папам было предложено принять участие в проекте, о котором мы подробно рассказали и ответили на все интересующие их вопросы. В ноябре состоялось первое занятие. Присутствовали 6 пар родитель - ребенок, из них трое отцов, что очень отрадно. Далее каждую среду мы приглашали родителей на занятия индивидуально. Не только тех, кто был на первом занятии, но и родителей, которые были у нас на заметке (социально неблагополучные, чьи дети замкнуты, малообщительны или которым уделяется мало внимания дома). В общей сложности занятия посещали 11 пар родитель – ребенок. Кто-то посетил все 10 занятий, кто-то меньше.

В ходе занятий было проведено еще одно диагностическое исследование. Использовалась методика PARY «Измерение родительских установок и реакций». Эта методика представляет собой опросник, состоящий из 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов. Выявление связей между шкалами осуществлялось с помощью факторного анализа. [4]

Фактор 1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей. Дети должны во всем слушаться родителей, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, между родителем и ребенком большая межличностная дистанция.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком – демократичность

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с ребенком, и наоборот, противоположный полюс – о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности

Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

Вот такие результаты нами были получены. Конечно, говорить о том, что после наших занятий кто-то из авторитарных родителей превратился в лояльных и демократичных, бессмысленно. Естественно, каких-то кардинальных изменений в отношениях между родителями и детьми не произошло. Но я с уверенностью могу сказать, что каждый родитель увидел себя со стороны, посмотрел на ребенка другими глазами, задумался о том, как чувствует себя дочь или сын рядом с ним, все ли он делает правильно. Кроме того, в ходе индивидуальных консультаций выяснилось, что 5 семей решили изменить стиль воспитания своего ребенка. А это дорогого стоит.

Об эффективности и целесообразности данного проекта говорит и неподдельный интерес, и активное участие родителей и детей в занятиях. Дети ждали среды, как какого-то праздника, родители говорили слова благодарности. Одна мама на последнем занятии сказала: «Жаль, что не было таких занятий раньше, когда дети были еще в младшей группе. Для меня было полезным общение с другими родителями. Если бы таким тесным и дружным кругом мы взаимодействовали на протяжении 3 – 4 лет, то какими дружными и счастливыми были бы наши дети, да и мы родители».

Такая работа требует очень тесного контакта с семьей, и всегда испытываешь большое моральное удовлетворение, когда видишь улыбки на лицах детей и взрослых, понимаешь, что совместные усилия дают реальные результаты.

Приложение 1Приложение 2

Литература:

  1. Н. Григори. Программа коррекции детско-родительских отношений/ Школьный психолог 2000, № 28
  2. Е. В. Карпова, Е. К. Лютова. Оптимизация детско-родительских отношений «Я и мой ребенок»/ Психолог в детском саду 2004, № 3
  3. В. В. Ткачева. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Издательство Гном и Д, 2000.
  4. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко Практикум по возрастной психологии. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1997.

  5. М. Буянов Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – ПРЕСС», 1998. Обруч 1999, № 5.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Глава 3. Создание педагогических условий для оптимизации детско-родительских отношений в семье.

3.1. Программа по оптимицации детско-родительских отношений.

О важности проведения работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитии ребенка.

Даная программа была разработана для того, чтобы родители научились понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы.

Особую важность представляет изучение взаимодействия и отношений родителей и детей. Следовательно, темой исследования является оптимизация отношений взрослого и ребенка. Целью данной программы является создание условий для оптимизации детско-родительских отношений.

В связи с поставленной целью в программе решаются следующие задачи:

1.Познавательно-мировоззренческие.

- родители осмыслят разницу между «миром» ребенка и взрослого;

- родители узнают способы эффективной коммуникации для разрешения проблем, возникающие между родителями и детьми.

2.Эмоционально-волевые.

- участники будут стремиться к формированию доброжелательной атмосферы в семье;

- родители заинтересуются возможностью расширения понимания своего ребенка;

- участники будут стремиться к развитию доверительных отношений.

3.Действено-практические.

- участники овладеют новыми навыками взаимодействия с ребенком;

- родители смогут улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком;

- участники будут уметь анализировать причины поведения ребенка, исходя из позиции ребенка;

- будут уметь различать следующие состояния «Я» - Родитель, Ребенок и взрослый;

- овладеют умением компетентного решения трудных ситуаций общения с ребенком.

Данная программа рассчитана на родителей и детей в возрасте 4-5 лет (старшая группа). Программа включает проведение занятий (12 занятий). Формирование групп происходит на добровольной основе. Группу могут посещать один или двое родителей сразу, иногда могут по очереди посещать группу. Это могут быть и близкие родственники, но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка.

Условия проведения занятий. Площадь помещения для проведения занятий должна быть не менее 40 м.

Для занятий необходимы, мягкие игрушки, небольшой мяч, карандаши, бумага, магнитофон, релаксационная музыка, большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы.

Занятия строятся в интересной, занимательной форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, тренинги, психогимнастика. В качестве основных методов и приемов используются: игры – знакомства; тренинги; дискуссии; ролевые игры; упражнения, направленные на сплочение семейной диады; разыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Рекомендуемая продолжительность занятий – по 40-45 минут два раза в неделю, общая продолжительность составила 1,5-2 месяца. Всю серию занятий можно условно разделить на два раздела:

- первая группа занятий предусматривает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия у родителей с ребенком, развитие рефлексии, активного самопознания и познания своего ребенка.

- вторая группа занятий направлена на развитие доверительных отношений между родителями и детьми, формирование доброжелательной атмосферы внутри семьи и как итог сплочение семьи. Большое внимание уделяется обучению родителей и детей способам решения конфликтных ситуаций.

Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится сферой, в которой происходит налаживание отношений с родителями, поэтому основным содержательным компонентом программы является игра и общение.

Каждый участник имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки мнений участников ведущим не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Критериями эффективности проводимой работы может служить:

1.снижение конфликтов между родителями и детьми;

2.лучшее понимание своего ребенка;

3.выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

4.ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

Тематика занятий может быть расширена и дополнена.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Программа включает в себя следующие блоки:

Информационный блок программы раскрывается в конкретном содержании тех занятий, которые стремится донести педагог до участников групп.

Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.

Групповая форма работы предоставляет возможность родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а также отрефлексировать свою позицию и стиль взаимоотношений с ребенком.

Совместная деятельность родителя и ребенка является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает участников деятельности, учит пониманию и сотрудничеству, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы – семья»), а также получить новый опыт.

studfiles.net

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142]. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время процесс изучения семейной жизнедеятельности и проблем детско-родительских отношений, как одного из главных условий благополучного развития детей, является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации, а так же имеет основную роль в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи.

Цель исследования: изучение оптимизации детско-родительских отношений как психологической проблемы. Задачи исследования: 1) определить общую оценку подростка качества взаимоотношений его с родителями и пронаблюдать характер данного влияния на детско-родительские отношения; 2) предложить рекомендации для оптимизации сложившихся детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений осуществлялось у 40 подростков МОУ СОШ №37 Сульфата из разных классов: 8 классы - 16 человек (6 девочек и 10 мальчиков), 9 классы - 18 человек (8 девочек и 10 мальчиков), 10 классы - 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования проводилась методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) [2, С. 114-121] в виде опросника с 116-тью вопросами, объединенных в 5 групп из 19 шкал.

В результате было получено, что в целом по 20 шкалам у 77,5% семей, по мнению подростков, наблюдается не соответствие норме качества отношений данных детей с родителям по большинству шкал; и лишь у 22,5% семей, по мнению подростков, наблюдается соответствие норме. Данные результаты подтверждают, что в семьях, где общая оценка подростком качества отношений с родителями ниже нормы, детско-родительские отношения характеризуются наличием эмоциональной дистанции, авторитарности и неадекватности образа ребенка, а так же отсутствием сотрудничества и поощрения автономности.

По мнению подростков, в средней степени, детско-родительские отношения характеризуются такими критериями как, осведомленность родителя о делах и интересах подростка (30,8%), требовательность по отношению к ребенку (26,7%), контроль со стороны родителя (25,7%) и другие. В меньшей степени детско-родительские отношения характеризуются такими характеристиками как, применение наказаний к детям (8,2%), враждебность и доброжелательность в отношениях с супругов (9,2%), конфликтность в отношениях между родителями и детьми (12,3%), и другие.

Так же, в результате факторного анализа мы выделили два независимых фактора, а именно положительный полюс первого фактора определят такое качество как «эмоциональное принятие»; отрицательный - «эмоциональное не принятие». Выделение данных факторов обусловлено тем, что эмоциональное принятие или не принятие, наличие или отсутствие эмоциональной связи являются одними из ключевых моментов детско-родительских отношений. Например, при наличии эмоциональной неудовлетворенности в отношениях возможно появление у подростков различных форм социально-психологической дезадаптации, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, в частности: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность [1, С. 114-121].

Далее, были выявлены средние значения показателей оценок шкал опросника у матери и отца, в ходе, которой были получены следующие результаты (таблица 1):

Таблица 1. Средние значения показателей характеристик блоков шкал матери и отца (M±m)

Блоки шкал опросникаpСредние значенияМатьОтецБлок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция)0,03421,85±2,6620,31±2,57Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности)0,02418,58±7,2117,55±6,72Блок контроля (требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний)0,21716,63±5,6715,59±5,08Блок противоречивости / непротиворечивости отношений (непоследовательность, неуверенность)0,06216,86±0,2316,35±0,14Дополнительные шкалы (удовлетворение потребностей, неадекватность образа ребенка, отношения с супругом, общая удовлетворенность, шкала ценностных ориентации)0,08116,16±7,0315,29±6,07Примечание: p - достоверные различия от средних значений показателей по t-критерию.

Таким образом, различия по средним значениям обнаружены при оценке всех 5 блоков шкал, т.е. по мнению подростков, оценка критериев шкал для матери и для отца различны. Соответственно, у родителей качественно различные отношения к наказанию и поощрению, разные эмоциональные отношения между родителями и подростками и др.

Была произведена проверка достоверности взаимосвязи шкал для матери и отца (таблица 2):

ребенок подросток родительский отношение

Таблица 2. Средние значения, показатели достоверности и корреляции характеристик блоков шкал у матери и отца (M±m)

КорреляцииpСредние значенияМатьОтецэмпатия0,2390,06722,42±4,66220,50±5,720эмоциональная дистанция0,588**0,00018,95±3,81617,65±5,366принятие решений0,480**0,00221,00 ±4,33819,40±4,787конфликтность0,422**0,0077,85±3,0437,60±3,365мониторинг0,2790,08122,22±4,83819,30±6,305сотрудничество0,2830,07722,17±4,76621,15±5,347авторитарность0,354*0,02516,78±4,44015,73±5,028непоследовательность0,334*0,03517,03±4,13516,45±4,690неадекватность образа ребенка0,513**0,00116,70±4,79416,32±5,356враждебность в отношении с супругом0,337*0,0347,28±2,8107,33±3,075общая удовлетворенность отношениями0,2040,20822,63±4,96520,30±6,760поощрение0,2470,12412,00±2,61211,13±3,220наказание0,0110,9447,80±2,1987,82±2,659удовлетворение потребностей0,2760,08423,20±4,38121,53±5,948доброжелательность в отношении с супругом0,790**0,00011,00±3,30510,98±3,301принятие0,332*0,03624,17±4,31422,78±5,925контроль0,2460,12520,67±5,97619,70±6,305поощрение автономности0,408**0,00923,27±3,80322,02±4,959требовательность0,509**0,00120,33±3,34719,85±3,971неуверенность0,2720,09016,70±3,10716,25±4,313Примечание: p - достоверность различий: ** - при p<0,01; * - при p<0,05; жирным шрифтом выделены значимости по критерию Манну-Уитни; обычный шрифт соответствует значимости по критерию t-Стьюденту.

Таким образом, статистически достоверные различия обнаружены при оценке шкалы осведомленность родителя о делах и интересах подростка.

На основании полученных результатов исследования нами выделено наличие эмоциональной недостаточности в детско-родительских отношений подростков. В тоже время, у родителей отсутствует четкая система запретов и ограничений, родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Соответственно, у таких детей эмоциональная сфера характеризуется слабой способностью дифференцировать собственные эмоции. В связи этим необходимо разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с целью развития эмоциональной сферы подростков и их родителей.

Библиографический список

ребенок подросток родительский отношение

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 464 с.

. Прохорова О.Г. Основы семьи и семейного консультирования. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

diplomba.ru

Методическая разработка. Оптимизация детско-родительских отношений

Рекомендации

( для оптимизации детско-родительских отношений)

Активное слушание.

Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком – активное слушание. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства. Слушая ребенка:

  1. Повернитесь к нему лицом; сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне – это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта.

  2. Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия.

  3. В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом.

  4. Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов.

а) Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

б) Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше; устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями.

в) Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит – становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным.

г) Ребенок учится сам активно слушать своих близких.

д) Родители начинают лучше понимать своего ребенка.

Как разрешать конфликты.

Наиболее оптимальный результат решения конфликта – нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка. Достичь такого результата достаточно легко.

Предлагаем Вам пошаговую модель решения конфликтной ситуации.

  1. Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет, и т.д. Родитель говорит о своем желании или своей проблеме, о том, как он видит ситуацию, что его устраивает в ней, и что ему не нравится в ситуации.

  2. Способ предложений. Этап начинается с вопроса: «Как нам быть?». После этого надо обязательно подождать и дать ребенку возможность первому высказать свой проблемы. Сначала предложения просто набираются, без критики и анализа. Затем родители предлагают свои точки зрения на этот счет.

  3. Оценка предложений и выбор наиболее оптимального. На этом этапе происходит обсуждение предложений. Предыдущие шаги уже помогли создать атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить эту атмосферу излишне грубой критикой или авторитарностью.

  4. Детализация принятого решения. Необходимо определить, каким конкретным образом будет внедряться решение в реальную жизнь.

  5. Выполнение решения, проверка. Выполнение решения осуществляется всеми членами семьи. Если ребенок когда-либо не выполнил своих обязательств, не стоит критиковать и осуждать его; лучше просто спросить, как у него идут дела, получается ли; тогда о неудачах расскажет сам ребенок и сам обратится за Вашей помощью. Родительский авторитет при этом не страдает, ведь авторитет – это не авторитарное давление на ребенка и непоколебимое главенство родителя во всех вопросах. Авторитет – это человек, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении окружающими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости.

Дисциплина ребенка.

  1. Ограничения, запреты, требования, правила должны быть в жизни каждого ребенка.

  2. Правил ( ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.

  4. Правила ( ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Все взрослые воспитывающие ребенка взрослые должны придерживаться единых требований в воспитании ребенка.

  5. Тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

  6. Наказывать ребенка за несоблюдение правил лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

Причины нарушения поведения детей.

1)Борьба за внимание. Если ребенок не получает необходимого внимания, то он находит новый способ его получить: непослушание.

2) Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

3) Желание «отомстить»: дети часто бывают обижены на родителей и ребенок страдая в душе, внешне проявляет свою обиду как непослушание и негативизм.

4) Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то области жизни, его часто критикуют или наказывают, падает его самооценка, он теряет уверенность в себе и решает, что стараться нечего, т.к. все равно ничего достичь он не сможет.

infourok.ru

Рекомендации "Оптимизация детско-родительских отношений"

Рекомендации педагога-психолога по оптимизации детско-родительских отношений

Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но доверие часто наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически относиться к тому, что ему говорят. При этом ребенок начинает понимать: одни люди заслуживают доверия, а другие нет.

Нарушение доверительных отношений приводит со временем к «отдаленности» между родителем и ребенком, что может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком

Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:

1. Возможность быть услышанным взрослым.

Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.

2. Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка.

Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком

3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло, ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.

Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом определяется тем, чего от него ожидают.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У американцев есть специальные буклеты, где учителям и родителям предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная, направленная на внутреннюю мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.

1. Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать ребенка, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.

Педагог-психолог: Радионова М.А.

infourok.ru

Оптимизация детско-родительских отношений в постразводный период

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9Следующая ⇒

Важным направлением консультативной работы в сфере опти­мизации детско-родительских отношений в постразводный пери­од является посредничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, проживающим отдельно. Часто складывает­ся ситуация, когда отец либо добровольно, либо вынужденно отстра­няется от воспитания своих детей. Чтобы обеспечить максимальное участие отца в воспитательном процессе, родители должны соблю­дать основные принципы воспитания детей после развода.

О.А. Карабанова выделяет несколько таких принципов.

1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обо­им родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.

2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ре­бенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной, недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья ничем не хуже любой другой семьи, что суще­ствуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжа­ют заботиться о детях.

4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/ она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контак­тов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, дол­жен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родите­лем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка — что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе пред­лагать свои варианты его организации и настаивать на них.

6. Семейная история не только не должна прерываться с раз­водом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и ви­деозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной ме­рой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в буду­щей семье самого ребенка.

7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с ба­бушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.

8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать осно­ванием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с ро­дителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, за­щитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.

В случае создания разведенной женщиной новой семьи Г. В. Старшенбаум советует семейным консультантам.

• Помогайте обрести веру в то, что неродной отец может быть авторитетной фигурой в отношениях с ее детьми.

• Определите структурные различия в первой и второй семьях, чтобы трудности стали понятными и преодолимыми.

• Нормализуйте происходящие в семье процессы, предоставляя новому главе семьи необходимое признание и уважение.

• Найдите для родителей способы непрерывно поддерживать де­тей из обеих семей.

• Придумайте возможную родительскую коалицию между обеими семьями.

Соблюдение супругами рекомендаций, сформулированных О.А. Карабановой (табл. .3), позволит свести к минимуму негативные последствия развода для всех членов распавшейся семьи.

Психологические рекомендации супругам во время и после развода (О. А. Карабанова)
В сфере отношений с бывшим супругом В сфере отношений с детьми В сфере отношений с друзьями
1. Укрепляйте сотрудничество и доброжелательные отноше­ния с экс-супругом во время развода Объясните детям ситуацию честно, понятно, не скрывая правды Ваши друзья — ваша сила. Укрепляйте широкую сеть поддержки, не довольствуй­тесь общением с одним- двумя самыми близкими друзьями
2. Будьте добры и терпеливы к себе и другим Объясните, что мама и папа всегда будут любить их и останутся с ними Не ждите, когда друзья по­звонят или придут к вам. Сделайте это сами
3. Не ищите виноватого, спо­койно проанализируйте свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем Избегайте бурных объясне­ний и конфликтов с супру­гом, обвинений в его адрес в присутствии ребенка Не заставляйте ваших друзей принимать чью-то сторону и выбирать между вами и бывшим супругом, ведь они друзья вам обоим
4. Сумейте поблагодарить экс-супруга за все хорошее, что вам довелось пережить вместе Вы разводитесь друг с дру­гом, а не с ребенком! Не про­сите ребенка решать, с кем из родителей он останется, и не выпытывайте, кого он больше любит. Ребенок лю­бит обоих родителей Не расспрашивайте друзей о бывшем супруге, им может быть неловко, они почувству­ют себя «шпионами»
5. Сумейте сказать себе и экс-супругу: «Да, мы больше не муж и жена, но наши отношения продолжаются как отношения матери и отца наших детей» Не ограничивайте возможности ребенка в общении с папой, бабушками и дедушками — он сейчас как никогда нуждается в любви и внимании Обсудите с бывшим супругом, как вам общаться с общими друзьями
6. Пожелайте удачи экс-супругу, ведь его благополучие — залог поддержки и опоры вашим детям в будущем Не терзайтесь чувством вины за разрушенную семью, сконцентрируйтесь на том, как устроить жизнь по-новому. Старайтесь быть счастливым: счастливый родитель — счастливые дети Не критикуйте бывшего супруга перед друзьями
7. Фокусируйтесь на будущем — любое изменение, пусть даже и развод, открывает новые возможности Избегайте ненужных изменений в жизни детей после развода  

 

Таблица 3

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ | Все для дошкольников и их родителей

Исследователи в области семейной терапии на основа­нии проведенных экспериментов пришли к выводу, что можно изменить стиль взаимодействия родителей с ребен­ком, обучив родителей определенным навыкам. Такую воз­можность предоставляют групповые формы работы с ро­дителями, в частности, организация детско-родительских групп, открытых родительских клубов. В настоящее время детско-родительские тренинговые группы приобрели осо­бую популярность и за рубежом, и в нашей стране как до­статочно эффективная форма работы в практике детского консультирования. Такие группы могут организовываться не только для семей, в которых дети имеют какие-либо выраженные психические нарушения, но и в случаях, ког­да развитие ребенка не отклоняется от нормального.

Организация детско-родительских групп ставит сво­ей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответ­ствующей им динамики отношений. Основной задачей психологической коррекции в детско-родительских груп­пах является усиление способности родителей к понима­нию и в чувствованию в эмоциональный мир своего ре­бенка, изменение неадекватных родительских позиций, оптимизация форм родительского воздействия в процес­се воспитания детей.

Чаще всего групповая работа осуществляется как допол­нение к коррекционной программе, проводимой с детьми или является составной частью психологической коррек­ции. Основные этапы коррекции включают: родительский тренинг, имеющий целью повышение родительской компе­тентности в вопросах воспитания; организацию коррекционных игр ребенка с психологом, направленных на форми­рование нового типа отношений равноправия и партнер­ства; организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету. В старшем дош­кольном возрасте для совместных коррекционных заня­тий рекомендуется также продуктивная деятельность, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителями и ребенком с учетом коррекционных целей. Наиболее сложным и ответственным этапом явля­ется перенос нового типа отношений из ситуации кор­рекционных занятий в реальную жизнь. Полезным при­емом коррекции является ведение «родительского днев­ника», позволяющего родителю в индивидуальной беседе с психологом или при обсуждении на группе отрефлексировать и критически оценить свое поведение.

 

doshkolnuk.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта