К вопросу о дефинициях: минимизация, оптимизация или налоговое планирование. Минимизация и оптимизация


Минимизация налогов или всё-таки оптимизация?

Сегодня, наверное, нет ни одного руководителя, который бы не задумывался о том, как минимизировать налоги. Эта тема стара как мир — в буквальном смысле слова. Если немного окунуться в историю нашего российского государства, то там можно найти интересные свидетельства налоговой оптимизации. Так, в 17 веке в России существовал соляной налог. Он взимался с каждого двора в фиксированной сумме. Чтобы платить меньше, родственники объединяли свои дворы.

В наше время многие налогоплательщики считают, что минимизация налогообложения — это синоним незаконного ухода от налогов. Последние события, связанные с показательными судебными процессами над нефтяными магнатами, ещё больше убеждают всех в том, что с государством шутки плохи. Однако так ли это? В.В.Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004 года сказал: «Важно разграничивать правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов». В свою очередь Д. Г. Черник, в прошлом руководитель Московской налоговой службы, занимавший также пост заместителя Министерства РФ по налогам и сборам, отметил, что государство не должно быть заинтересовано в том, чтобы налогоплательщик переплачивал налоги. Государству нужны только положенные ему налоги, а остальное должно оставаться в частной собственности. Только в этом случае будет обеспечено развитие бизнеса и общества в целом. Всё это свидетельствует о том, что даже на самом высоком уровне государственной власти понимают, что налоги надо платить, но платить разумно. Таким образом, для более глубокого понимания рассматриваемого вопроса следует назвать этот процесс не налоговой минимизацией, а, скорее, налоговой оптимизацией или налоговым планированием. И именно о нём хотелось бы поговорить.

Налоговое планирование основывается на трёх главных этапах:

1. Определить, какую сумму налогов и в какие сроки необходимо уплатить,

2. Проверить, есть ли возможность минимизировать налоговые платежи,

3. Выявить и минимизировать налоговые риски.

Первый этап заключается в том, чтобы спрогнозировать будущие платежи на основании тех сроков уплаты, которые прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Формируется график платежей, а суммы налогооблагаемой базы особенно легко просчитать, если фирма ведёт хотя бы элементарное бюджетное планирование своих доходов, движения имущества, расходов, в том числе фонда оплаты труда.

Второй этап представляет собой как раз процесс оптимизации налоговых платежей, путём использования всех возможных законных способов.

Третий этап очень важен на сегодняшний момент. Необходимо помнить, что мнение налогоплательщика, пусть даже правильное, не всегда находит поддержку в налоговых органах, и ему, возможно, придётся отстаивать свою точку зрения в суде.

Начиная оптимизацию, следует придерживаться следующих принципов:

1. Оптимизация налогообложения не должна являться тотальной минимизацией. Это в конечном итоге может привести к появлению девиза «Меньше прибыли, имущества и зарплаты — меньше налогов!» Согласитесь, не за это боролись.

2. Оптимизация не должна вмешиваться в структуру фирмы без большой надобности. Любая организация является сложным механизмом, состоящим из формальных и неформальных групп, имеющих определённую управленческую иерархию, систему коммуникаций. Если организационная структура налажена хорошо и действует безотказно, возможно, не стоит её ломать, разбивая крупную компанию на множество мелких и переводя их на упрощённую систему налогообложения, хоть это и выгодно. Человеческий фактор, особенностью которого всегда является противодействие коллектива любым изменениям, может повлиять на то, что компания надолго вгонит себя в убытки вместо долгожданного освобождения от излишнего налогового бремени.

Например, налогоплательщику, занимающемуся переработкой сельскохозяйственной продукции, предлагается приобрести компанию по производству мебели, имеющую большую сумму убытков (50 млн. рублей) за 5 млн. рублей. С точки зрения налоговой оптимизации сделка выгодна. В результате приобретения компания приобретёт право признать убытки для целей налогообложения, что в итоге приведёт к уменьшению налогообложения (на сумму 24% от 50 млн.). Однако с управленческой точки зрения следует взвесить все последствия такой покупки. Ведь приобретение непрофильного предприятия может сильно осложнить жизнь руководителю. Если в дальнейшем такой бизнес развивать не планируется, компания рассчитывает только продать имущество и перенести убыток, то приобретение оправдано. Если же руководство планирует в дальнейшем развивать это направление, и у компании есть для этого все необходимые ресурсы, то опять же есть смысл в покупке. Однако, если продолжать вести деятельность по производству мебели, продолжая получать убытки, тогда, возможно, эффект от минимизации налога будет нулевым.

3.Налоговый риск должен быть разумным. Те виды оптимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, зачастую бывают неоправданными. Расходы на судебные разбирательства могут превысить экономию на налоге. Это и есть налоговый риск. И его надо оценивать, прежде чем приступать к налоговой оптимизации. Например, одно дело, когда в штате фирмы состоит грамотный юрист, способный отстаивать интересы своего работодателя в суде, а другое дело — если придётся нанимать специалиста со стороны, тратя на него большие деньги.

Теперь разберёмся, кто же должен заниматься в компании налоговым планированием. Многие сразу ответят — главный бухгалтер. Но это не лучший выход. Во-первых, он и без того имеет много текущей работы, во-вторых, особенностью работы бухгалтера является то, что он работает с уже свершённым фактом хозяйственной деятельности фирмы, а цель налогового планирования — опередить события, рассчитать будущие плановые показатели. Иногда главному бухгалтеру сложно перестроиться для выполнения такой работы. Как правило, это функция финансового директора или заместителя руководителя по экономике. Крупные компании создают для этих целей специальный отдел, который подчиняется финансовому директору. Одним словом, вариантов существует много, в зависимости от поставленных задач и размеров компании. Главное — это не допустить управленческих проблем, которые приводят к тому, что налоговое планирование выполняется не в полной мере. Например, в крупной компании в обязанности финансового директора входит обычно решение глобальных стратегических задач, таких как выход на новые рынки, размещение свободных денежных средств, выпуск ценных бумаг, получение кредитов и многое другое. До налогового планирования у него могут просто «не доходить руки». Задача главного бухгалтера — соблюсти все правила и требования существующего законодательства, сформировать достоверную отчётность, осуществлять взаимодействие с налоговыми органами. В результате функция налогового планирования у всех выпадает из поля зрения.

Ещё одной проблемой может стать разрозненность управленческой функции налогового планирования в организации на разных уровнях власти. Например, сотрудник, ответственный за оптимизацию занимается своей задачей, рассчитывает планируемую сумму налогов, ищет возможности их уменьшения, а менеджеры среднего звена совершают очередную сделку, не привлекая к обсуждению специалиста по налоговой оптимизации. Такой подход исключает всякий смысл из работы любого самого серьёзного планового отдела.

Теперь рассмотрим, в чём состоит всё-таки отличие налогового планирования от грамотного ведения бухгалтерского и налогового учёта. Как уже говорилось ранее, бухгалтерский учёт отражает лишь результаты хозяйственной деятельности постфактум. Налоговое планирование позволяет предвидеть размеры платежей к уплате и, самое главное, влиять на их величину. В случае возникновения новых условий хозяйствования, планирование даёт возможность анализировать налоговые факторы и управлять ими в своих целях. Например, многие бухгалтера считают, что лучше всегда иметь переплату по налогам, в целях избежания непредвиденных обстоятельств. Однако не секрет, что такой подход уводит из компании необходимые оборотные средства.

Принимая решение о постановке налогового планирования в организации, следует обратить внимание и на то, что серьёзное налоговое планирование всегда сопряжено с дополнительными организационными трудностями и затратами. Поэтому следует оценить расходы и сравнить их с ожидаемой выгодой. Между тем, как правило, затраты на налоговое планирование ниже полученной экономии на налогах. Даже если экономия не будет выражена в снижении налогового бремени, то эффект от снижения налоговых рисков обязательно окупит приложенные усилия.

На практике встаёт вопрос о том, как оценить эффективность деятельности подразделения налогового планирования. Для этих целей нужно выбрать объективные показатели. В качестве таких показателей можно использовать следующие:

—  уровень налоговой нагрузки;

—  эффективная ставка по наиболее значимым налогам;

—  суммы недоимок и санкций по результатам налоговых проверок;

—  оперативность и полнота возврата НДС при экспорте;

—  количество выявленных налоговых рисков и оценка качества работы с ними;

—  и даже степень лоббирования интересов компании в государственных органах;

А теперь поговорим подробнее о тех расходах, с которыми связана постановка налогового планирования в компании.

1. Расходы на оплату труда специалиста или даже целого отдела;

2. Регистрационные расходы. Налоговая оптимизация может потребовать регистрации новых фирм, подразделений или субъектов Индивидуального Предпринимательства;

3. Расходы на учётные процедуры. Потребуется внедрить новые виды и формы учёта, в том числе по планированию доходов, расходов, движения имущества и др. Наверное, в настоящее время нет фирмы, где бухгалтерский учёт не был бы автоматизирован, поэтому потребуется доработка программного обеспечения для целей планирования или создание новых учётных систем.

4. Расходы на оплату услуг сторонних консультантов. Их опыт в постановке налогового планирования в других компаниях будет очень ценен для фирмы и её специалистов.

5. Увеличение налоговых рисков. Существует правило: чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски. Налоговый риск — это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика. Такие обстоятельства могут быть связаны с признанием сделок недействительными судом, или возникать в связи с неясностями в законодательстве. Нельзя забывать, что снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у налоговых органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков.

Отсюда вывод, что целью налогового планирования как раз и является то, чтобы привести в равновесие существующие налоговые риски и экономию от снижения налогового бремени в целях развития бизнеса.

Желающих подписаться на бесплатную доставку могут оставить свою заявку по телефону 28-00-24, e-mail: business-praktik [at] mail.ru

www.volgogradru.com

минимизация, оптимизация или налоговое планирование

В современной экономической литературе широко используются термины «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», «минимизация налогов», «уменьшение налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов». Очень часто содержание этих терминов отождествляется, хотя за ними скрываются разные социально-экономические явления, преследующие собственные цели.

Минимизация налоговых платежей это очень узкое понятие, которое подразумевает уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу в отрыве от  анализа всей совокупности налогов, уплачиваемых компанией, и преследует единственную цель уменьшение налоговых обязательств.

Уменьшение налоговых платежей является одним из способов улучшения финансового состояния предприятия, повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли.

Однако в ряде случаев снижение сумм налоговых выплат достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому прежде чем выбрать способ минимизации, следует оценить его, прежде всего, с точки зрения финансовых последствий для предприятия.

Результаты применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов, а так же различны для условий работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли.

Термин «налоговая оптимизация» часто трактуется как целенаправленные  действия  налогоплательщика,  которые  позволяют  ему  избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Так, например, И.И. Кучеров считает, что налоговой оптимизацией принято именовать «.уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов»94.

С точки зрения И.Н. Соловьева, оптимизация налогообложения это

«реализация закрепленного в п. 7 ст. 3 части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств»95.

Налоговая оптимизация зависит от финансовой стратегии предприятия. Налоговая оптимизация может осуществляться как для снижения, так и для увеличения налоговых обязательств. Оптимизация налогов включает в себя минимизацию как один из способов, призванных улучшить финансовое состояние налогоплательщика в конкретных условиях.

Однако если финансовая цель состоит в привлечении инвестиций в собственную компанию, то необходимо показать потенциальному инве94 Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфор, 2001. с. 117.

95  Соловьев И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения II Налоговый вестник, 2001 г. № 9, с. 130.

стору наилучшие финансовые показатели и результаты деятельности фирмы.

Реализация данной цели неизбежно приведет к росту платежей организации по налогу на прибыль. Сама величина уплачиваемого налога на прибыль в бюджет будет свидетельствовать о привлекательном финансовом состоянии предприятия.

Оптимизация налогообложения, безусловно, более широкое понятие, чем минимизация. Главное отличие оптимизации от минимизации заключается в том, что при проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов, подлежащих начислению и  уплате компанией в бюджет. Налоговая оптимизация процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов деятельности компании, достижением баланса между финансовой стратегией и налоговыми отчислениями. Законный способ оптимизации налогов связан с использованием предоставляемых законом льгот, приемов и способов сокращения налоговых обязательств с целью повышения результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому автор считает возможным дать следующее определение налоговой оптимизации.

Налоговая оптимизация выбор наилучшего  (оптимального) варианта налогообложения из множества возможных в данный период времени при определенных условиях на конкретном предприятии.

Как минимизация налогов является частью оптимизации, так и оптимизация входит составной частью в более широкое понятие «налоговое планирование».

Не всякая деятельность, направленная на оптимизацию налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а только для получения налоговых льгот или других налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными. В иностранной литературе понятие «уклонение от уплаты налогов без нарушения закона» (tax avoidance) иногда приравнивается к понятию «налоговое планирование» (tax planning).

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. По совершенно справедливому утверждению А.Н. Медведева, «бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности»96.

Большинство из приводимых в экономической литературе определений налогового планирования (с позиции налогоплательщика) объединяет общее: налоговое планирование в них жестко связано с минимизацией налоговых платежей. Это означает, что согласно им под налоговое планирование подпадает только та деятельность, которая приводит к максимальному сокращению налоговых обязательств. По мнению автора статьи,  налоговое планирование  является  видом финансово-управленческой деятельности, представляет собой часть системы выработки и принятия управленческих решений в области финансов организации.  Оно вбирает в себя всю совокупность действий, связанных с оценкой организацией своих налоговых обязательств по принимаемым решениям. Ведь, в конечном итоге, организацию интересуют не сама по себе величина уплачиваемых налогов,  а  эффективность  ее  финансово-хозяйственной  деятельности  и роль налоговых обязательств в достижении поставленной цели. Итак, налоговое планирование это наиболее широкое понятие, охватывающее налоговую минимизацию и налоговую оптимизацию (см. Схема 1).

96 Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи: Практическое руководство для предпринимателей. М.: ИНФРА-М, 1996.

Схема Взаимосвязь налогового планирования с оптимизацией и минимизацией

Налоговое  планирование

Оптимизация

минимизация

Налоговое планирование должно начинаться с анализа налоговой нагрузки и динамики налоговых платежей  за предшествующие периоды работы компании. На этой основе определяется сумма налоговых платежей на следующий финансовый год исходя из обычно применяемого данной фирмой варианта налогообложения. Затем рассчитывается  предполагаемая налоговая нагрузка на следующий финансовый год при условии применения стандартного метода налогообложения. И, наконец, принимается решение проводить или не проводить налоговую оптимизацию. Данное решение будет зависеть от сравнения затрат на проведение оптимизации с возможной экономией на налогах и полученным в результате этого экономическим эффектом.

Налоговое планирование подчиняется финансовой стратегии компании, ее целям и задачам. Но, вместе с тем, именно на основании проведенного налогового планирования принимаются финансовые решения. Во всяком случае, результаты налогового планирования должны быть приоритетными при принятии окончательного финансового решения. Следовательно, налоговое планирование тесно связано с финансовым менеджментом. Данную связь  можно проследить на основе логической цепочки

«шагов-вопросов», которые задает собственник компании:

1 шаг   —           Что мы хотим привнести иIили изменить в деятельности компании?

2 шаг   —           Чего мы хотим добиться и достичь?

3 шаг   —           Как мы этого добьемся?

4 шаг            Какой экономический эффект получим в результате от каждого предполагаемого финансового решения?

5 шаг            Что лучше? Осуществима ли в данный период времени и при конкретных обстоятельствах выбранная финансовая стратегия?

Ответы на эти вопросы показывают роль налогового планирования в принятии финансового решения. Связь налогового планирования с финансовым менеджментом отображена на Схеме 2.

Схема 2 Роль налогового планирования в реализации финансовой стратегии

1.

Финансовая стратегия

(вырабатывается финансовыми менеджерами)

2.

Формулирование финансовых целей и задач для претворения в жизнь финансовой стратегии

(разрабатываются финансовыми менеджерами)

3.         Разработка финансовых решений для реализации данной финансовой стратегии

(осуществляется финансовыми менеджерами)

4.         Проведение налогового планирования по каждому возможному финансовому решению (осуществляется налоговым менеджеромIбухгалтеромIюристомIконсультантом)

5.         Сравнение и выбор наиболее оптимального варианта налогового планирования и на основе проведенного анализа выбор конкретного финансового решения,

либо отказ от выбранной финансовой стратегии

(осуществляется совместно налоговым и финансовым

менеджерами)

В заключение необходимо отметить, что выбор финансового решения для реализации финансовой стратегии должен производиться  с  учетом оптимального варианта налогового планирования как одного из наиболее важных факторов.

В современных условиях налоговое планирование становится наиболее приоритетным стилем поведения для налогоплательщиков по сравнению с оптимизацией и тем более минимизацией налоговых обязательств.

КАДЕТ А.В. аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

Материал взят из книги Вопросы теории и практики современного  налогообложения (Л.И. Гончаренко)

studik.net

2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования

2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования

В учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента как минимизация налоговых платежей, налоговая оптимизация, налоговое планирование. На самом деле их необходимо четко разграничить, поскольку данные понятия характеризуют близкие, но не равнозначные явления и процессы управления налоговыми потоками предприятия.

Довольно часто также можно встретить мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация[39]. Это приводит к тому, что налоговое управление сводится лишь к деятельности организаций, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Вместе с тем, корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности, шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговой менеджмента связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации и планирования должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако, эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т. е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени может быть обеспечена путем эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени. Оптимизация налогообложения и налоговое планирование должны строится также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями.

Таким образом, говоря о корпоративном налоговом менеджменте, речь должна идти не о тактике минимизации налогов, а о стратегии оптимального управления налоговыми потоками и предприятием в целом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Минимизация и оптимизация налогообложения | Profil Consulting

«У меня ООО на упрощённой системе (доходы - расходы) + ЕНВД. Мы продаём строительные и отделочные материалы. Основная выручка через розницу примерно ХХХ ХХХХХХ млн в год и ХХХ ХХХХХХ млн. в год через банк, продажи организациям (соответственно без НДС). Сейчас возникает ситуация, когда необходим НДС и я начинаю искать варианты, чтобы было оптимально по налогам и по документообороту».

Многих руководителей компаний интересует этот вопрос. Что же может сделать налогоплательщик, а точнее руководитель компании, желающий уменьшить свои налоговые обязательства?

Есть два пути – оптимизация и минимизация налогообложения.

Оптимизация налогообложения – это осуществляемые налогоплательщиком организационные мероприятия в рамках действующего налогового законодательства, которые связаны с:

Допустимо утверждать, что в значительной части практических жизненных ситуаций целью оптимизации является увеличение денежных потоков компании.

Пример:Выбор на начальной стадии развития бизнеса системы налогообложения с пониженным уровнем налоговой нагрузки (например - УСНО) позволяет обеспечить генерирование дополнительных оборотных средств для его развития.

Минимизация налогообложения – это использование незаконных схем организации и ведения бизнеса, вплоть до грубого нарушения закона.

Основными целями минимизации налогообложения являются:

Пример:Путем осуществления минимизации налогообложения генерируются средства для выплаты «черной» заработной платы, дачи взяток, приобретения контрабандных товаров, оплаты не декларируемых работ и услуг и т.д.

Что же является инструментами оптимизации и минимизации налогообложения? Это – налоговое планирование и уклонение от налогообложения.

Налоговое планирование - это избежание выплаты налогов (или выплата их по более низкой ставке) в соответствии с предоставленной законодательством возможностью в результате корректировки видов, форм и способов деятельности компании.

Суть налогового планирования заключается:

Пример:Налогоплательщик формирует структуру собственности своего бизнеса таким образом, чтобы конечным номинальным владельцем была компания, находящаяся в государстве со льготным налогообложением и вдобавок имеющим соглашение об избегании двойного налогообложения с Россией. Подобный подход к организации бизнеса позволяет снизить налоговую нагрузку на выплачиваемые владельцу дивиденды.

Продолжение следует. В следующей статье мы рассмотрим практику оптимизации и минимизации налогов в России.

На эти и другие вопросы мы ответим Вам с удовольствием. Звоните: (4912) 99 43 87

profil62.com

МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

Видео - репортаж Агропромышленного клуба “Земляне”14 августа 2015 года, Воронежская область, Верхнехавский район

Тематические разделы репортажаЧто показали бункер и лаборатория- прибавки урожайности и повышение качестваЭкономика эффективности препаратов- плюсы в рублях на гектар за минусом доп. затратЧтобы достичь цели к ней надо двигаться- цели и задачи полевых испытаний на следующий сезонКомментарий к репортажуПару лет назад я вынужден был констатировать перед деловыми партнёрами агентства “Стратег”, что на объёмно - ценовых прогнозах решающих задачи по обеспечению реализации аграрной продукции на ценовых максимумах сезона как на “одной лыже”, далеко не уйдёшь.Как только ценовая конъюнктура и оптимально выверенная тактика продаж позволяют аграриям получить достойную прибыль, у них лихо её подрезают не одни так другие. Наглядные тому примеры - чрезмерная пошлина на пшеницу, убойные ограничения по “перегрузам” для автотранспорта и драконовские железнодорожные тарифы, перекосы в ценообразовании на “входе” от нефтяных полей и “выходе” до булки хлеба на столе и этот список можно продолжать до бесконечности. Куда претендентам на “перераспределение” прибылей аграриев мудрено дотянуться оптимизация затрат, которую мы в шутку назвали “второй лыжей”.Это набор инструментов, позволяющих аграриям решать задачи по повышению эффективности и доходности производства, а для хлеборобов, на мой взгляд, оптимизация затрат просматривается в фундаментальных основах земледелия:Обработка почвы + Питание растений + Защита растенийОбобщить и систематизировать первые два элемента проблематично, потому как технологии обработки почвы сейчас “двухполюсные” - кто пашет, кто к нулю стремится. По питанию растений не столько наука, сколько финансовое состояние хозяйства предопределяет, как и чем их кормить. Более универсальным инструментом по оптимизации затрат и повышению рентабельности растениеводства является система контроля болезней и защиты растений. Поэтому испытания акцентировались на доказательстве фактов, позволяющих нам удостовериться, что это стратегически целесообразное и экономически обоснованное направление развития земледелия и искренне признателен всем, кто посвятил и просветил в этом деле.По оценкам специалистов для аграриев цена проблемы варьируется от 15% до 40% ежегодных потерь и цена решения сопоставима потерям, но со знаками плюс от 15% до 40% к рентабельности. Полагаю, что за такой актив аграриям стоит побороться и при этом умудриться на торговцев панацеями не напороться Полевые испытания “МТС “Агросервис” биологических и стимулирующих препаратов только первый шаг, определивший направление движения. Хотя в комплексе система контроля болезней и защиты растений широкомасштабна и многопрофильна, она требует научного подхода с практическим уклоном.Без претензий на истину в последней инстанции, на первом этапе мы запротоколировали результаты по шести испытанным препаратам в сравнении с контрольным участком по урожайности пшеницы, качеству урожая по клейковине и белку, а также рассчитали их экономическую эффективность в рублях на гектар. Следует отметить - все, без исключения, препараты показали и доказали свою эффективность в жёстких погодных условиях, так что “первый блин” не вышел комом, и мы сочли целесообразным продолжить это дело и расширить масштабы полевых исследований. В этой связи намерены привлечь к сотрудничеству в совместном проекте производителей препаратов и представителей научного сообщества.Более того, весьма перспективным и эффективным в решении аграриями задач по минимизации потерь и оптимизации затрат мне представляется сотрудничество с фитопатологами и агрохимиками, поскольку такой научный симбиоз охватывает два базисных элемента земледелия и выводит на решение проблем беспахотных технологий обработки почвы. До сих пор почитатели технологии no till подчёркивали только достоинства этой системы, а недостатки без микроскопа в глаза не бросались. Но есть веские основания полагать, что при этой системе на растительных остатках и в почве происходит накопление патогенов, а в период вегетации они поражают растения. Химические протравители и фунгициды дорого обходятся и не искореняют проблему, а скорее притупляют. Биологические средства тоже в одиночку её не решают и мы в этом убедились воочию, в ходе полевых испытаний. Между тем “межвидовая неприязнь” химиков и биологов препятствует комплексному решению этой дилеммы и становлению системы защиты растений. Но это отдельная тема, которую имеет смысл озвучить в одном из следующих репортажей.РЕШЕТНЯК Владимир ИвановичДиректор ООО Агентство “Стратег”Координатор Агропромышленного клуба “Земляне”

Копия протокола полевых испытаний на озимой пшенице урожая 2015 года *

* - наименования препаратов зашифрованы под порядковыми номерамиУвеличить масштаб протоколаООО Агентство “Стратег”Телефоны: +7 - 4723 - 440 383, +7 - 910 - 2252156Электронная почта: [email protected], [email protected]Зерновой портал Центрального Черноземья

www.ya-fermer.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ – МЕТОДЫ И СХЕМЫ - дипломная работа

Содержание.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3 1. НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1.1 Налоговая политика и её основные элементы 7 1.2 Методика налоговой оптимизации и её основные принципы 16 1.3 Методы управления процессом оптимизации налогообложения 28 2 . ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОПТИМИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 2.1 Разработка элементов учетной политики, как метод оптимизации налогообложения 30 2.2 Способы усовершенствования налогообложения на предприятии 32 3. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 3.1 Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование 33 3.2 Принципы налогового планирования 34 3.3 Конкретные методы налогового планирования: а. Выбор оптимального способа начисления амортизации 35 б. Создание резервов в соответствии с налоговым законодательством 39 в. Минимизация налогов на прибыль, имущество, НДС, НДФЛ 42 г. Практические рекомендации по минимизации налоговой нагрузке 48 4 . АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАГАЗИН ПОДАРКОВ РУ» 4.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Магазин подарков ру» 55 4.2 Оценка финансового состояния на предприятии 56 4.3 Анализ налоговой политики на предприятии 69 Заключение 85 Список литературы 88 Приложение

Описание.

Введение

Актуальность темы исследования. Для современного периода развития реального сектора экономики Российской Федерации характерны изменения внешней среды хозяйствования. Давление со стороны естественных монополий, государственных органов приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей. Сложившаяся ситуация требует от предприятий формирования адекватной налоговой политики, направленной на нивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы. Величина налоговой нагрузки, приходящаяся на промышленный сектор экономики по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости. Принимая во внимание этот факт и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), можно сделать вывод о необходимости рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей – налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Эффективная система налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Налоговому планированию как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер. Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование, тесно взаимодействует с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение. Одновременно налоговое планирование служит одним из основных инструментов генерирования показателей эффективности деятельности предприятия. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента российского предприятия. Вместе с тем, любая социальная организация, в том числе и промышленное предприятие, выступая звеном целостной экономической системы, не может игнорировать влияние внешней среды на свою деятельность. Продолжающаяся реформа налоговой системы оказывается мощной предпосылкой, определяющей эффективность хозяйственных операций, как на тактическом уровне, так и в рамках общей стратегии развития предприятия. Кроме того, с изменением налоговой политики РФ в сторону налогового администрирования, наблюдается смещение приоритета деятельности налоговой службы с фискального на регулирующий, что свидетельствует о качественном изменении организационной работы налоговых служб. Иными словами, можно говорить о стремлении к сглаживанию противоречий между принципами работы налоговых служб и целями деятельности предприятий. Таким образом, для решения задачи повышения эффективности как внешнего, так и внутреннего налогового администрирования особенно актуальной становится проблема выявления налогового потенциала хозяйствующего субъекта. Возникает необходимость создания такого документарного источника, который позволит сгладить существующие противоречия и вывести внутрифирменное налоговое планирование на качественно новый уровень. Налоговое планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных инструментов управления. Оно оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику на макро- и микроэкономическом уровне. Особенно наглядно данное утверждение проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом. Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. Результаты этих исследований нашли отражение в зарубежной и отечественной литературе. Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных исследований проблемы интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмбелла, Д. Караяна, Ч. Свенсона, Д. Неффа и Д. Джонсона. Серьезные исследования в области налогового планирования выполнены российскими авторами Галимзяновым Р.Ф., Горбуновым А.Р., Гуськовым С., Кожиновым В.Я., Козенковой Т.А., Медведевым А.Н., Мельником Д.Ю., Погорлецким А.И., Рогозиным Б.А., Тихоновым Д.Н., Черником Д.Г. и многими другими. Теоретико-методологическими основами исследования послужили теории, концепции и гипотезы, содержащиеся в классической и современной зарубежной и отечественной экономической литературе. Необходимость изучения теоретических аспектов создания эффективной системы налогового планирования на торговом предприятии обусловило обращение к работам М.П. Девере, Д. Джонсона, Д. Кэмбелла, Дж. Пеппера. Цель исследования – теоретически обосновать сущность налогового планирования на предприятии и разработать методический инструментарий его рационализации. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи: - уточнить определение налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта; определить его роль в системе финансового менеджмента промышленного предприятия; - классифицировать виды и методы налогового планирования на предприятии как конструкционной основы его реализации; - проанализировать аппарат и критерии создания эффективной системы налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта; - исследовать информационную основу обеспечения планово-прогнозных требований налоговой системы; - разработать методику реализации планово-прогнозных требований налоговой системы с позиции обеспечения неизменности принципов легитимности, эффективности и рентабельности деятельности предприятия; - усовершенствовать документарный источник, группирующий показатели оценки налогового потенциала хозяйствующего субъекта и эффективности реализации планово-прогнозных требований налоговой системы.

Выдержка из работы.

Заключение

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения, б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев "налоговой экономии". Стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Налоговая минимизация - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей. При налоговой минимизации, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Причин к уклонению от уплаты налогов достаточно много. Можно выделить: - моральные причины; - политические причины; - экономические причины; - технико-юридические причины. Пути снижения налоговых выплат: - наличием в законодательстве налоговых льгот, что заставляет предпринимателя искать пути для того, что бы ими воспользоваться; - наличием различных ставок налогообложения, что также толкает налогоплательщика выбирать варианты для применения более низкого налогового оклада; - наличием различных источников отнесения расходов и затрат: себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Данное обстоятельство непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога; - наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и неучетом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплаты того или иного налога. - нечеткостью и "расплывчатостью" формулировок налоговых законов, позволяющих по разному толковать одну и ту же правовую норму.

Список литературы.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. От 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 28 декабря 2006 г.). 2. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы, 2, 2004 г. 3. Бетина Т.А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации // Налоговый вестник, 11, 2002 г. 4. Бобоев М.Р. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 9, 2004 г. 5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика // Налоги и финансовое право, 6, 2005 г. 6. Вишневский В., Веткин А Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики, 2, 2004 г. 7. Горский И. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник, 3, 2005. 8. Горшков Д.А. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой // Налоговый вестник, 4, 2002 г. 9. Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы, 9, 2006 г. 10. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 12, 2005 г. 11. Колчин СП. Снижение налогового "пресса" и его вероятные последствия // Финансы, 7, 2003 г. 12. Масленникова А.А. Культура построения налоговой реформы. Проблемы и перспективы // Финансы, 3, 2006 г. 13. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 2001.-656 с. 14. Овчинников Г.В. Осуществление государственного контроля в сфере налогообложения // Финансы, 1, 2004 г. 15.Пансков В.Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы, 1, 2006 г. 16.Разгулин СВ. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый вестник, 6, 2005 г. 17.Сашичев В.В. Об основных итогах контрольной работы налоговых органов и проблемах ее совершенствования // Налоговый вестник, 8, 2004 г. 18.Сердюкова Н.А. Критерии эффективности системы методов, оптимизирующей налоговую систему России // Финансы, 2, 2004 г. 19.Смирнова Е.Е. О контрольной работе налоговых органов // Налоговый вестник, 11,2004 г. 20.Соловьев И.Н. Криминологическая характеристика личности налогового преступника // Налоговый вестник, 9, 2004 г. 21. Соловьев И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник, 9, 2005 г. 22.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М: Юрайт-М, 2001.- 504 с. 23.Штундюк В.Д. Требуется переоткрытие закона налогового переложения // Финансы, 8, 2005 г.

dipland.ru

Минимизация и оптимизация налогообложения, Profil Consulting

Опубликовано ср, 02/11/2015 — 12:00 пользователем Spectra

«У меня ООО на упрощённой системе (доходы — расходы) + ЕНВД. Мы продаём строительные и отделочные материалы. Основная выручка через розницу примерно ХХХ ХХХХХХ млн в год и ХХХ ХХХХХХ млн. в год через банк, продажи организациям (соответственно без НДС). Сейчас возникает ситуация, когда необходим НДС и я начинаю искать варианты, чтобы было оптимально по налогам и по документообороту».

Многих руководителей компаний интересует этот вопрос. Что же может сделать налогоплательщик, а точнее руководитель компании, желающий уменьшить свои налоговые обязательства?

Есть два пути – оптимизация и минимизация налогообложения.

Оптимизация налогообложения – это осуществляемые налогоплательщиком организационные мероприятия в рамках действующего налогового законодательства, которые связаны с:

Допустимо утверждать, что в значительной части практических жизненных ситуаций целью оптимизации является увеличение денежных потоков компании.

Пример :Выбор на начальной стадии развития бизнеса системы налогообложения с пониженным уровнем налоговой нагрузки (например — УСНО) позволяет обеспечить генерирование дополнительных оборотных средств для его развития.

Минимизация налогообложения – это использование незаконных схем организации и ведения бизнеса, вплоть до грубого нарушения закона.

Основными целями минимизации налогообложения являются :

Пример :Путем осуществления минимизации налогообложения генерируются средства для выплаты «черной» заработной платы, дачи взяток, приобретения контрабандных товаров, оплаты не декларируемых работ и услуг и т.д.

Что же является инструментами оптимизации и минимизации налогообложения. Это – налоговое планирование и уклонение от налогообложения.

Налоговое планирование — это избежание выплаты налогов (или выплата их по более низкой ставке) в соответствии с предоставленной законодательством возможностью в результате корректировки видов, форм и способов деятельности компании.

Суть налогового планирования заключается :

bp-konsalt.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта