«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья». Инклюзивное образование требует оптимизацию расходов


Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

Поиск Лекций

Инклюзивное образование

Сл 2

Инклюзивное образование (включающее)– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

 

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Сл 3

Инклюзивное образование:

• Работает над улучшениемобразовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

• Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

• Является динамичным процессом, который постояннов развитии;

• Признает, что все дети могут учиться.

Сл 4

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условийих успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Сл 5

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Сл 6

«Образование для всех»

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принципинклюзивного образования– все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Сл 7

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.Все люди нуждаются друг в друге.

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Сл 8

Три аспекта развития инклюзии

Создание инклюзивной культуры

Построение школьного сообщества

Принятие инклюзивных ценностей

Разработка инклюзивной политики

Развитие школы для всех

Организация поддержки разнообразия

Развитие инклюзивной практики

Управление процессом обучения

Мобилизация ресурсов

Сл 9

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Сл 10

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностейтаких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождениеребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

Сл 11

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.7.Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работыпо вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Сл 12

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, Психолога, Логопеда, Дефектолога, Тьютора (наставник)

Социального работника, Врача-педиатра, Специалистов по охране и гигиене труда, Ассистента педагога (сопровождающего)

Сл 13

Существующие барьеры:

• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

• Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

• Архитектурная недоступность школ, учреждений.

Сл 14

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Сл 15

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.У. Джеймс

poisk-ru.ru

«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждениях общеразвивающего вида.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В настоящее время часто происходит включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Дети с ОВЗ пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Чаще это связано с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями детей. Однако, способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможностями самого ребенка с ОВЗ, но и качеством работы ОУ, наличие в нем адекватных условий для развития детей с особыми нуждами. Поэтому, для полноценной функциональной и социальной инклюзии, необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Термин «дети с ОВЗ» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». У педагогов возникло множество вопросов при организации воспитательно-образовательного процесса:

• Кого этот закон относит к обучающимся с ОВЗ?

• Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

• Как строить работу с детьми с ОВЗ в школе?

В законе «Об образовании в РФ» определение «инклюзивное образование» трактуется как, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – ключевой этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Члены ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

Коротко раскроем особенности образовательного процесса данных групп:

(Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.)

(Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее).

Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также попадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственную адаптированную основную образовательную программу, пока в ФГОС-реестре нет, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая, имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку необходимо попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, а далее в школу, где ему будет комфортно. Родителям не всегда удаётся попасть в ту образовательную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает направление в группу общеразвивающей направленности, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация.

Со стороны кажется, что ребёнок охвачен образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Как только в ОУ появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурные сооружения.

Также к специальным образовательным условиям следует отнести:

Кроме создания специальных условий не маловажно формирование толерантного отношения к данной проблеме.

В нашем учреждении было проведено анкетирование педагогов и родителей о совместном обучении здоровых детей и лиц с особыми нуждами. Результаты показали, что общество не совсем готово принять тот факт, что в детском коллективе могут присутствовать дети с ограниченными возможностями здоровья. Больше 50% опрошенных считают, что здоровые дети не должны взаимодействовать с детьми с особыми потребностями. По мнению 35% опрошенных – между такими детьми не может возникнуть близкая дружба. 25% - считают недопустимым совместное обучение в ДОУ и школе. 55% - против общения во дворе, на улице. 14% ответили, что вообще всяким образом будут препятствовать общению. И всего 9% высказали свое мнение о том, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ может стать возможным, если в ОУ будут созданы специальные условия: сокращение числа учащихся, увеличение числа педагогов и их профессиональной переподготовки, дополнительного финансирования, специальное оборудование.

Таким образом, у ОУ возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать.

Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. В свою очередь, руководство ОУ обязано информировать Учредителя о потребности в обучении и переподготовке.

Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в ОУ не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах и школах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных адаптированных образовательных программ. Важным моментом является преемственность программ детского сада и школы.

Вся работа по инклюзивному образованию начинается в детском саду и продолжается в школе. С целью адаптации детей с ОВЗ необходимо обеспечить преемственность работы ДОУ и школы по данному направлению. Основной целью взаимодействия специалистов по обеспечению преемственности в работе с детьми с ОВЗ является создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОВЗ, реализация единой линии развития на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли свое отражение в содержании Концепции непрерывного образования.

Ведущей целью преемственности в концепции выступает реализация единой линией развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, придание педагогическому процессу целостный и последовательный характер.

Обратите внимание как преемственность представлена в стандартах ДОУ и школы.

Так в п. 1.6., где определены задачи стандарта ДОУ, сказано, что он направлен на

И далее на

А в стандарте школы в п.6 говорится, что он направлен на обеспечение

Преемственность работы детского сада и школы по инклюзии заключается в том, что у педагогов, реализующих ФГОС должны быть сформированы компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития обучающих, соответствующей специфике возраста. Немаловажным является и обеспечение эмоционального благополучия посредством:

Проблема включения детей с ОВЗ в процесс воспитания и обучения нормально-развивающихся сверстников требует дальнейшего проведения исследований и методических разработок, создания специальных условий в ОУ общеразвивающего вида. И наша совместная работа по преемственности должна давать положительные результаты, способствующие включению ребенка с ОВЗ в современное общество.

infourok.ru

Раздел 4. Финансовое обеспечение инклюзивного образования

Инклюзивное образование требует разработки новых механизмов финансового обеспечения общего образования. Нормативно-подушевое финансирование в основной части регионов Российской Федерации рассчитывается в соответствии с типом образовательного учреждения. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не нашёл конкретных механизмов своей реализации в практике работе большинства школ. В школе общего типа инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями, детей с инвалидностью требует дополнительных финансовых вложений.

В этом разделе представлен опыт Архангельской области и Республики Карелия по финансовой поддержке обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях.

4.1. Развитие нового законодательства о социальном обслуживании детей с инвалидностью в системе образования Республики Карелия.

Рабочая группа при Администрации Главы Республики Карелия разработала норматив на обеспечение реабилитационных услуг в системе образования для детей со сложными формами нарушения развития, который утвержден на законодательном уровне с целью обеспечения реабилитационной среды в общеобразовательной школе.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 23.01.2008 № 1168-ЗРК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях» (далее – ЗРК № 1168), средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Регионального фонда компенсаций в виде субвенций.

Данный закон вступил в силу с 1 июля 2008 года и внес ряд изменений в Закон Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК «Об образовании» и в Закон Республики Карелия от 1 ноября 2005 года N 915-ЗРК «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».

Согласно этим изменениям осуществляется целевое выделение средств на детей с наиболее сложными потребностями.

Финансовое обеспечение прав детей с инвалидностью со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, на воспитание и обучение в образовательных учреждениях по программам дошкольного образования и общеобразовательным программам относится к расходным обязательствам Республики Карелия. Объем расходов определяется для каждого муниципального образования исходя из числа детей данной категории, объема предоставляемых социальных услуг и соответствующих финансовых нормативов. В части финансовых нормативов изменения в законодательстве включают в себя увеличение расходов на реализацию программ дошкольного образования и общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

К действующим финансовым нормативам подушевого финансирования на образовательную услугу дополнительно устанавливаются:

Во исполнение ЗРК-№1168 приняты Постановления Правительства Республики Карелия:

На эти цели направлено по 100 тысяч рублей на одного ребенка. Во исполнение данного Постановления между Министерством образования Республики Карелия и главами муниципальных образований заключены соглашения об оснащении муниципальных дошкольных образовательных учреждений специальным оборудованием.

В рамках реализации данного закона Педиатрическим бюро Медико-социальной экспертизы Республики Карелия установлен статус «ребенок-инвалид со сложной структурой нарушений, не обслуживающий себя самостоятельно» 251 ребенку, в том числе 103 ребенка дошкольного возраста и 148 детей школьного возраста.

С 1 сентября 2009 года интегрировано в учреждения образования 124 ребенка с инвалидностью со сложной структурой нарушений, с особыми образовательными потребностями (49% от общего количества данной категории детей), в учреждения социального обслуживания принято 27 социальных работников для сопровождения детей в общеобразовательной школе.

Несмотря на то, что реализация Закона требует большой работы по повышению компетентности руководителей и специалистов образовательных и социальных учреждений, дополнительному обучению кадров «помогающих» профессий по индивидуальному сопровождению и социальному обслуживанию ребенка, мотивации родителей детей с инвалидностью.

Принятие данного Закона обеспечивает главное – восстановление и реализацию прав и законных интересов ребенка c инвалидностью на получение образования и реализацию принципа гуманистического образования – «Образование для всех»!

Одним из факторов, способствующим развитию образовательной и социальной инклюзии должна стать новая модель финансирования школ с целью разработки кластерной модели поддержки детей с особыми потребностями.

Частью модели может быть:

Новая модель финансирования, обеспечивающая перемены в будущем, должна быть основана на следующих принципах:

С помощью развития и внедрения модели социальной интеграции в будущем можно обеспечить доступность образовательной среды для ребенка с особыми потребностями по месту его проживания.

studfiles.net

Финансирование образования в расчете на одного человека и вопросы справедливости конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями

9-е заседание: Финансирование образования в расчете на одного человека и вопросы справедливости

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Организаторы: Региональное отделение ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ и СНГ и

страновое отделение ЮНИСЕФ в Российской Федерации  

27–29 сентября 2011 года

Томас Б. Пэрриш

Американские исследовательские институты

Краткий обзор настоящей презентации

  • Что такое финансирование в расчете на человека?

  • Как оно связано с инклюзивным образованием учащихся с ограниченными возможностями?

  • В чем его преимущества?

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Соответствующее финансирование на образование выделяется на основе четко определенной формулы.

  • Первичной базой формулы “на одного человека” является число учащихся.

  • В соответствии с данной формулой финансирование следует за учащимся.

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Сумма средств, выделяемых центральным правительством муниципалитету, а затем отдельным школам, определяется по фор-муле.

  • В упрощенном виде эта формула выглядит так:

    • Сумма средств на одного человека  число учащихся
  • Однако на практике для отдельных категорий учащихся сумма финансирования на одного человека систематически меняется.

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

Увеличение сумм на одного человека может определяться такими факторами, как:
  • разные классы/возрастные группы,

  • учебная программа,

  • местонахождение,

  • язык этнического меньшинства,

  • неблагоприятное социальное положение и

  • инвалидность

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Эти систематические изменения сумм финансирования на одного человека иногда называют “весами” финансирования.

  • Эти веса являются заданными кратными суммы финансирования на одного человека, установленной для “базового” учащегося.

  • Например, базовым может считаться учащийся начальной школы, не подпадающий под какие-либо особые условия (например, принадлежность к языковому меньшинству).

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Финансирование в расчете на одного человека требует принятия решений по следующим основным вопросам:

    • Какова сумма базового финансирования?
    • Каким особым категориям учащихся будут предоставляться более значительные суммы финансирования (или веса)?
    • Какие меняющиеся “веса” приемлемы для различных категорий учащихся, на которые распространяется эта формула?

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Эти решения, то есть приемлемая сумма базового финансирования и меняющиеся веса финансирования, обычно зависят от:

    • Расчета достаточности: Необходимые и имеющиеся средства для достижения национальных целей в области образования
    • Анализа затрат: Какова относительная стоимость предоставления услуг учащимся, находящимся в особых условиях, например, принадлежащим к языковому меньшинству, по сравнению с учащимися “базового” уровня?

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Эти суммы также могут быть основаны на:

    • исторически сложившихся национальных моделях расходов на цели образования
    • проводимых в стране исследованиях по вопросам обеспечения адекватного образования и различий в затратах по соответствующим категориям учащихся
    • исследованиях и/или практике других стран

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

Возможный пример общей суммы ассигнований в расчете на одного человека для начальной школы, охватывающей:
  • 60 учащихся без особых потребностей: (60  1 = 60)

  • 30 учащихся из неблагополучной социальной среды (30  1,2 = 36)

  • 7 учащихся, принадлежащих к языковым меньшинствам (7  1,5 = 10,5)

  • 3 учащихся с ограниченными возможностями (3  2,5 = 7,5)

Что такое финансирование в расчете на одного человека?

  • Для этой школы взвешенное общее число учащихся составляет: 114 (60 + 36 + 10,5 + 7,5)

  • Финансирование для этой школы составит:

    • 114 X базовую сумму финансирования

  • (Примечание: указанные выше весовые коэффициенты приводятся только в целях иллюстрации).

Как финансирование в расчете на одного человека связано с инклюзией учащихся с ограниченными возможностями?

  • Для учащихся с ограниченными возможностями может использоваться единый весовой коэффициент финансирования.

  • Однако в той мере, в какой в стране существуют различные подкатегории учащихся с ограниченными возможностями, может оказаться предпочтительно использовать различные весовые коэффициенты.

Как финансирование в расчете на одного человека связано с инклюзией учащихся с ограниченными возможностями?

  • Например, в США, где примерно 13,5% всех учащихся муниципальных школ считаются нуждающимися в специальном образовании, используются несколько классификаций.

  • Для каждого ребенка определяется основная категория ограничения возможностей.

  • Очевидно, что в рамках этих категорий и между ними затраты значительно варьируются.

Как финансирование в расчете на одного человека связано с инклюзией учащихся с ограниченными возможностями?

  • Финансирование в расчете на человека способствует развитию инклюзивного специального образования, поскольку при этом финансирование следует за ребенком

  • Это позволяет использовать средства, выделяемые на учащихся с ограниченными возможностями, там, где осуществляется их обслуживание.

  • Местным школам проще обслуживать учащихся с ограниченными возможностями, если вместе с этими учащимися поступают дополнительные средства, позволяющие хотя бы отчасти компенсировать соответствующие дополнительные расходы.

Как финансирование в расчете на одного человека связано с инклюзией учащихся с ограниченными возможностями?

  • Помимо того, что различающиеся весовые коэффициенты в рамках системы специального образования определяются издержками, эти веса также могут использоваться для достижения целей в области образования.

  • Например, для решения национальных задач в стране могут быть установлены повышенные весовые коэффициенты финансирования для учащихся с ограниченными возможностями в случае обучения последних в обычных классах местных школ.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

  • Адекватность/достаточность: Оно заставляет задуматься о том, какие объемы финансирования требуются различным категориям учащихся для достижения национальных целей в области образования?

  • Справедливость: средства распределяются на понятной, последовательной и прозрачной основе, определяемой образовательными потребностями обслуживаемых учащихся.

  • Эффективность/рентабельность: Гибкий подход дает учащимся возможность учиться там, где их потребности могут быть удовлетворены наилучшим образом при фиксированном уровне затрат.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

Адекватность/достаточность:
  • Независимо от того, является ли бюджет страны на цели образования фиксированным, сокращается ли он или имеет потенциал к увеличению, важно думать о том, как можно наилучшим образом использовать имеющиеся средства.

  • Финансирование в расчете на человека позволяет гибко реагировать на увеличение или сокращение национальных бюджетов в том плане, что сумма базового финансирования может со временем меняться.

  • Весовые коэффициенты однако могут оставаться неизменными, представляя различные уровни поддержки, необходимой разным категориям учащихся.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

Справедливость:
  • Основа финансирования на цели образования для муниципалитетов и отдельных школ остается единообразной, понятной и прозрачной.

  • Учащиеся на всей территории страны финансируются на равной основе, исходя из образовательных потребностей учащихся.

  • Однако в целях достижения большей справедливости формула финансирования может быть дополнена другими факторами, например с учетом разницы в расходах в городах и сельских районах.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

  • Финансирование в расчете на человека позволяет учащимся учиться там, где их потребности могут быть удовлетворены наилучшим образом.

  • Можно использовать различающиеся весовые коэффициенты финансирования для обеспечения финансового стимулирования видов практики, отвечающих национальным целям в области образования.

  • Например, финансирование в расчете на человека может быть мощным средством для отказа от помещения учащихся с ограниченными возможностями в специализированные учреждения в пользу их обучения в обычных классах местных школ.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

Эффективность/рентабельность:
  • Суммы финансирования, получаемые всеми учреждениями на удовлетворение потребностей учащихся одной категории поддаются сравнению, что позволяет лучше отслеживать использование средств и достигаемые результаты.

  • Полная стоимость обеспечения ухода в специализированном учреждении может конкурировать со стоимостью предоставления услуг в местных школах.

  • Получаемые в этих альтернативных условиях результаты в образовательной и социальной областях проще сравнивать.

В чем преимущества финансирования в расчете на одного человека для учащихся с ограниченными возможностями?

Эффективность/рентабельность:
  • Финансирование в расчете на человека упрощает учет рентабельности альтернативных форм оказания услуг и помещение учащихся в альтернативные учебные заведения.

  • Можно ожидать, что со временем обучение учащихся с ограниченными возможностями в местных школах станет дешевле и будет давать лучшие результаты.

  • Исследования показывают, что обучение учащихся с ограничениями возможностями в более инклюзивной обстановке более эффективно как в образовательном, так и в социальном плане.

Финансовое стимулирование инклюзивного образования

  • Изменение политики финансирования не является единственным способом содействия инклюзивному образованию

  • В то же время:

    • Трудно стимулировать развитие инклюзивного образования, когда финансовая политика явно благоприятствует направлению учащихся в специализированные учреждения.
    • Кроме того, от услуг специализированных учреждений трудно отказаться, когда именно они обеспечивают максимум поступлений на удовлетворение потребностей учащихся с ограниченными возможностями.

Финансовое стимулирование инклюзивного образования

  • Финансовая политика должна способствовать распространению методик, доказавших свою рентабельность, таких как инклюзивное образование

  • Сосредотачивая внимание в первую очередь на стоимости альтернативных решений, можно упустить из виду наиболее важный элемент рентабельности образования

  • Хотя затраты являются одним из важнейших политических соображений, первоочередное внимание при оценке альтернативных решений должно уделяться их результативности.

Контактная информация

Том Пэрриш, директор-распорядитель

Американские исследовательские институты (АИИ)

Tom Parrish, Managing Director

American Institutes for Research (AIR)

San Mateo, CA

[email protected]

Веб-сайт: csef.air.org

rpp.nashaucheba.ru

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Поиск Лекций

Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

1. начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

3. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

4. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;

3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

 

Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

poisk-ru.ru

Анализ эффективности инклюзивного образования

Анализ эффективности инклюзивного образования

Введение

Инклюзивное, или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Главным и важным аспектом инклюзивного образования является исключение всяческой дискриминации людей с определенными потребностями. Такое образование должно создавать особые условия, например, для детей, имеющих особые образовательные условия.

На самом деле, вопросы инклюзивного образования - актуальнейшая тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые еще предстоит преодолевать.

Уже давно известно, что часть детей, обучающихся в общеобразовательных школах и имеющих индивидуальные образовательные потребности, как бы остается в стороне, выбывает, самоисключается из учебного процесса, т.к. не может получить знания доступными для них способами и методами. Тут можно привести пример с инвалидами, которые в силу определенных физических утрат не могут полноценно обучаться вместе со своими сверстниками.

В настоящее время школы, к сожалению, в большинстве своем не способны организовать полноценное обучение таких детей. Их родители вынуждены искать специализированные учебные заведения. Как результат, после обучения в таком учреждении ребенок не может не чувствовать себя «не таким, как все», что отрицательно влияет на его психику. [1]

Объектом нашего исследования является - инклюзивное образование.

Предметом исследования - Реализация инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель нашей курсовой работы - Анализ деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.

Задачи:

.Рассмотреть понятие «инклюзивное образование»

.Рассмотреть нормативные документы в области инклюзивного образования

.Изучить инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования детей

.Проанализировать деятельность и проблемы в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.

Используемые методы для исследования - это анализ

В нашей курсовой работе мы рассмотрели понятия инклюзивного образования, нормативно-правовые документы, различные варианты обучения и рассмотрели инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования детей.

А также мы проанализировали деятельность в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования

1. Теоретические основы инклюзивного образования

.1Понятие инклюзивного образования

инклюзивный образование ребенок

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) в жизнь школы. Смысл инклюзии - не просто поместить ребенка в обычный класс на часть дня или целый день, а таким образом изменить организацию пространства класса, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с ООП, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом. Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на учителей будет возложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами учителя не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям - а значит, общий уровень образования снизится.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ООП.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [2]

Восемь принципов инклюзивного образования:

. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; . Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

. Все люди нуждаются друг в друге;

. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. [3]

1.2 Нормативные документы, регламентирующие реализацию инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Руководящие принципы федерального закона «Об образовании»

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона).

В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства, создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст. 5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

Недопущение дискриминации

Полная и эффективная интеграция в общество

Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

Равенство возможностей

Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услугам, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

В ближайшее время Мосгордума рассмотрит в первом чтении законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».

Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе (10% - это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Власти Москвы на содержание одного обучающегося, воспитанника государственных образовательных учреждений в 2009 году запланировали 63,1 тысяч рублей. Для сравнения в 2008 году на ученика средней общеобразовательной школы выделялось из бюджета 48,8 тысячи рублей.

Эти средства предусмотрены только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

Другие варианты обучения детей инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

.3 Инклюзивное образование в системе учреждений дополнительного образования детей

Инклюзивное (включенное) образование предполагает обучение в общеобразовательных школах всех детей, но создает необходимые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Причем к детям с особыми образовательными потребностями относятся не только дети с проблемами со здоровьем, но и те, кто, так или иначе, отличается от большинства: говорящие на другом языке, имеющие другой стиль жизни, разные способности к обучению. В основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное образование должно стать мостиком на пути к созданию инклюзивного общества - общества для всех.

Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование - образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

2. Анализ деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования

.1 Анализ деятельности подразделения реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов «Ступени» ГУ ОЦПСД «Журавушка»

Деятельность отделения реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями «Ступени»

Созданное для реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями до 18 лет с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Организация работы:

- к каждому ребенку приставлен взрослый человек: специалист, воспитатель, иногда остаются родители. В индивидуальном стиле деятельности проявляется индивидуальность человека.

работа строиться с использование карточек с изображением какой-либо деятельности

все данные заносятся в индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком.

специалисты самостоятельно разрабатывают и создают развивающие игры для детей

ведется работа по развитию навыков бытового обслуживания. Одна из комнат оборудована под настоящую кухню. Там детей учат готовить чай, накрывать на стол и т.д. Для таких детей это достаточно сложно, и когда они становятся способны сделать это самостоятельно - это большое достижение.

Проблемы деятельности:

1.отсутствие общепринятых методик и методических пособий

.отсутствие общепринятых методик и методических пособий

.доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно

.доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно

Следствия проблемы:

1.специалисты приобретают методические материалы на курсах повышения квалификации, либо через торговую сеть (часто подобные материалы не отвечают необходимым требованиям или носят рекламный характер)

.по собственной инициативе и за свои деньги специалисты могут пройти программы подготовки по различным курсам (но не каждый обладает нужными средствами)

.специалисты самостоятельно разрабатывают методики и работают по ним со своими клиентами (иногда этот опыт оказывается очень удачным, но «закрывается» только в одном учреждении, не имея возможности распространиться в широком масштабе).

Предложения по решению проблемы:

организовывать мероприятия по обмену опытом (конференция, направленная на практикующих специалистов, круглые столы, семинары, мастер-классы: приглашение специалистов непосредственно на свое место работы и демонстрирование своих методик «в действии». Специалисты могли бы почерпнуть для себя новшества и внедрить их в своих учреждениях). [4]

2.2 Анализ деятельности ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»

Уже 8 лет в центре работает коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония», целью которой является инициация резервных возможностей детей с ОВЗ: активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы детей.

Данная программа основана на комплексном методе - методе арт-терапии, сочетающем различные виды искусства и направленном на создание целостной социокультурной среды. Задачи всех блоков ориентированы на театрализованную деятельность, благодаря чему коррекционно-адаптационная работа не распадается на отдельные художественные технологии, что особенно важно в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в силу комплексного характера проблем развития. Программа «Арт-гармония» включает блоки, каждый из которых имеет свои специфические коррекционно-развивающие возможности:

·музыкотерапия воздействует через слуховые анализаторы непосредственно на эмоциональную сферу, а через нее на формирование музыкального слуха, памяти, внимания, образного мышления, музыкально-слуховых представлений и ассоциаций;

·танцетерапия, воздействуя через движения под музыку, укрепляет двигательный аппарат ребенка, развивает чувство ритма, общую моторику, ориентацию в собственном теле и в окружающем пространстве;

·изотерапия, воздействуя средствами изобразительного искусства, развивает зрительное восприятие, наблюдательность, чувство цвета, пространственные представления;

·библиотерапия - через воздействие чтением развивает у ребенка речь, образное мышление, воображение, внимание, память;

·театротерапия, являясь ядром программы, гармонично объединяет и музыку, и танец, и художественное слово, и визуальное искусство в едином пространстве и времени - здесь и сейчас.

В программе гибко сочетаются индивидуальные и групповые формы работы в зависимости от практической необходимости - решения конкретной коррекционной задачи, работы над определенным репертуаром или подготовки к выступлению.

Итоговым событием программы является заключительное театрализованное представление в последний день заезда, на которое собираются дети, их родители, педагоги школы-центра. В зале оформляется выставка детских работ, подбирается специальный песенный, танцевальный материал, костюмы и атрибутика, соответствующие тематике заезда.

Как показывает мой многолетний опыт, применение метода арт-терапии в инклюзивных условиях положительно влияет на всех участников арт-процесса: общий творческий интерес объединяет детей и с «нормой» и с особенностями в развитии. Ощущая постоянную поддержку педагогов, дети приобретают уверенность в себе и проявляют самостоятельность, творческую инициативу; начинают видеть и адекватно оценивать не только чужие, но и свои достоинства и недостатки, получают удовольствие от общения и взаимодействия в совместной художественной деятельности. Одним словом, выражаясь арт-терапевтическим языком, встают на путь любви к себе. [7]

Заключение

Практическое развитие инклюзивного образования невозможно обеспечить без постоянного внедрения в инклюзивную практику методических разработок, программного обеспечения, методических руководств по организации и содержанию деятельности, и самих образовательных учреждений, включенных в инклюзивный процесс, и служб психолого-педагогического сопровождения этих ОУ, и системы их управления.

В начале работы над исследованием была проведена работа над поиском информации по данной теме. Появилась проблема - нехватка нужной информации. Но есть методические рекомендации, что облегчило процесс создания работы. Небольшие трудности возникли именно в поиске информации об инклюзивном образовании в учреждениях дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования по реализации инклюзивного образования были выявлены следующие проблемы:

·отсутствие общепринятых методик и методических пособий

·отсутствие общепринятых методик и методических пособий

·доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно

·доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно

Целью исследования являлась Анализ деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования. Для достижения цели были поставлены задачи:

.Рассмотреть понятие «инклюзивное образование»

.Рассмотреть нормативные документы в области инклюзивного образования.

.Изучить инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования детей

.Проанализировать деятельность в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.

Нами были рассмотрены понятия инклюзивного образования. Были проанализирована деятельность по реализации инклюзивного образования. Считаем, что цель была достигнута, а задачи реализованы.

Список литературы

1.Владимир Свободин. Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны #"justify"> (25.04.2013)

2.Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями

.Инклюзивное образование #"justify">.Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями #"justify">.Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 - 17, 36, 37

.Г.А. Бордовский. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 г. стр.: 15, 31.

.Педагогическое обозрение, март, 2013 №3 (133), стр.: 2 - 21.

.Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г.

.Инклюзивное образование #"justify">.Развитие инклюзивного образования #"justify">.Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж. Стр.: 16, 25

.Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Москва 2008 г.

diplomba.ru

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Библиографическое описание:

Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1802/ (дата обращения: 05.11.2018).

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2, c. 2]

Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба. [3, c.15].

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. [4, c. 11] .Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

  1. Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

  2. Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

  3. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителя образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

  1. Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

  2. Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

  3. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;

  4. Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Липски и Гартнер (Lipsky D.K., Gartner A.) считают, что учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Они вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, благодаря чему узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимая своих учеников и своё призвание. [1, c. 84]

В заключение необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

Так же необходимо сказать, что все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Но как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей потребуется много времени, а главное – участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Литература:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.

  2. Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010. Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novay_shkola/school.php.

  3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М., 2009.

4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность, современная школа, общее образование, образовательный процесс, время, возможность, система образования.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Инклюзивное образование в США | Статья в журнале...

инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность, современная школа, общее образование, образовательный процесс, время, возможность, система.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Применение инклюзивного образования в решении...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность, ученик школы, потребность, отношение, образование, нарушение здоровья, школьная жизнь.

Формирование инклюзивной компетентности у учителей...

инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность, современная школа, общее образование, образовательный процесс, время, возможность, система образования.

moluch.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта